У крымских татар есть одна очень популярная песня «Мисхор къызы»
(«Мисхорская девушка»), которая служит гимном всех невест на свадьбе. История её
создания связана с легендой о судьбе девушки из Мисхора. И героиню нашей
сегодняшней рубрики можно по праву назвать Мисхор къызы, так как её отец родом
из Мисхора.
Она с детства мечтала стать королевой, играла её в школьных спектаклях, носила
самодельную бумажную корону. Повзрослев, сумела воплотить свою мечту в реальность и
стала не просто королевой, а королевой скрипки! Сегодня у нас в гостях заслуженный
работник образования Автономной Республики Крым, лауреат Государственной премии
Республики Крым, лауреат международных конкурсов и фестивалей (Германия, Франция,
Россия, Турция), Почётный работник сферы образования РФ, профессор кафедры
музыкально-инструментального искусства КИПУ им. Февзи Якубова, руководитель и
основатель крымскотатарского скрипичного ансамбля «Сельсебиль» – Зарема Алиева.
– Зарема ханым, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей семье. Откуда Вы родом?
Кто Ваши родители?
Я родилась и выросла в Узбекистане в городе Самарканде. Анам – Наджие Муслюмова из
Гурзуфа, бабам – Эбазер Муслюмов, родом из Мисхора. Любовь к Крыму подпитывает
меня энергией. И каждый раз, когда я подхожу к дому, в котором когда-то жила моя мама,
вижу в своём воображении ожившие видения прошлого: стареньких крымских татарок в
косыночках, голубое небо и яркое солнце над домиками под черепичными крышами. И я
ностальгирую по прошлому. Мои родители прожили свою жизнь в любви и согласии и
вполне могут служить примером для подражания для многих вокруг. К сожалению, в 2008
году отца не стало, а мама сейчас живёт в Пионерском. И если бы можно было сделать
так, чтобы они жили вечно, я бы днём и ночью играла для них на скрипке.
– А когда Вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой и конкретно со
скрипкой?
С раннего детства я была влюблена в музыку. И хотя мои родители не были музыкантами,
они обладали природным музыкальным талантом. Мама прекрасно поёт, у неё оперный
голос сопрано, у папы был оперный баритон. В семье нас четверо детей, и всем нам
родители передали свои музыкальные способности, а главное, они настояли на том, чтобы
мы их развивали. Моя старшая сестра – пианистка, младшая – гобоистка, братишка –
баянист. Меня тоже повели в музыкальную школу с целью отдать на класс фортепиано,
так как дома уже было пианино, а покупать другой инструмент было накладно.
Во время вступительного экзамена в музыкальной школе я увидела директора школы
Шевкета Черняева, он на скрипке наигрывал «Хайтарму». Я стала просить маму, чтобы
она отдала меня учиться игре на скрипке. «Скрипка – очень дорогой инструмент, мы не
сможем тебе его купить», – сказала мне мама, но видя моё огромное желание, всё же
согласилась. Так я поступила в музыкальную школу, с огромным удовольствием и
интересом проучилась семь лет, постоянно участвуя в городских и республиканских
конкурсах.
– У кого Вы обучались игре на скрипке?
Моим первым педагогом был Шевкет Черняев, он всегда радовался моим успехам, как
своим. У нас с ним сложилась маленькая добрая традиция – начинать и заканчивать урок
крымскотатарской мелодией.
– А как дальше стал складываться Ваш творческий путь?
С 15 лет я работала в Самаркандском театре оперы и балета и одновременно училась в
музучилище. На третьем курсе стала лауреатом по республике Узбекистан среди
скрипачей (моим педагогом был Кеворков Р. Г.). Затем успешно окончила Таджикский
государственный институт искусств (ныне Таджикская национальная консерватория),
класс профессора Кашкаровой Сании Фаткульгаяновны – аспирантки великого скрипача
XX столетия Давида Ойстраха, получив квалификации: концертный исполнитель,
солистка оркестра, солистка камерного ансамбля, преподаватель. С 1999 года работаю в
КИПУ имени Февзи Якубова на кафедре музыкально-инструментального искусства. С
2003-го являюсь основателем и руководителем крымскотатарского скрипичного ансамбля
«Сельсебиль» («Источник жизни»). Я была глубоко убеждена, что университет – база, где
можно развивать и пропагандировать крымскотатарскую музыку, и упускать такую
возможность для меня было бы большой ошибкой. Сегодня наш университет – это
культурный центр, в котором царит атмосфера толерантности, где мы изучаем и
развиваем не только нашу национальную крымскотатарскую музыку, но и музыку других
народов, проживающих в Крыму. Мы все здесь как одна большая дружная семья. В стенах
нашего университета формируются полноценные сильные личности. Мы не просто даём
твёрдые знания и профессиональные навыки, но ещё учим студентов преодолевать
трудности, сомнения, достигать поставленных целей. Считаю, что наш университет –
один из лучших в Крыму.
Продолжение читайте в Мераба № 41 (459)
Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий