Всегда, при любых обстоятельствах нужно стремиться оставаться самим собой.
Зачастую бывает это сделать непросто. Нужно быть готовым ко всему, в том числе
тому, что можешь оказаться непонятым даже вчерашними единомышленниками и
соратниками…
Так считает Айдер Решатович Эмиров – стоявший у истоков создания Республиканской
крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского и её многолетний руководитель, а
также учредитель популярных в своё время газет «Голос Крыма» и «Полуостров». Не так
давно, в июне, Айдер ага отметил своё семидесятилетие, что стало подходящим поводом
для обстоятельной беседы в редакции газеты «Мераба».
– Айдер Решатович, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей семье. Кто Ваши
родители? Откуда они родом?
Родился я 20 июня 1954 года в посёлке (ныне город) Булунгур Самаркандской области
Узбекистана. Но жить там почти не довелось. Когда мне было месяцев пять или шесть,
наша семья переехала в город Ангрен, что в 100 километрах от Ташкента. По рассказам
родителей, времена тогда были тяжёлые. Ведь прошло всего десять лет после выселения
крымских татар из Крыма и девять после окончания самой кровопролитной войны в
истории человечества. В Булунгуре работы практически не было, а в промышленных
городах, каким был Ангрен, работу можно было найти, к тому же там и пособие на детей
выдавали. Бабам – Эмиров Решат, родом из села Джума-Иляк Биюк-Онларского района
Крымской АССР. Анам – Лютфие Оказ, из села Корбекуль Алуштинского района. Нас у
родителей было трое. Кроме меня был ещё старший брат Рустем, 1949 года рождения (он
скоропостижно ушёл из жизни в октябре 2019 года) и сестра Насибе, 1951 г. р. Отец всю
жизнь проработал рабочим на стройке и водителем грузовых автомобилей. До войны
учился в Севастополе на моториста. Когда началась война, он был ещё непризывного
возраста. Во время выселения отцу было 15 лет, а маме – 13 Чтобы помочь выжить
младшим братьям она была вынуждена устроиться подсобным рабочим на цементный
завод. Каким было Ваше детство? Большинству детей запоминается обычно самое яркое.
В Ангрене, который был окружён высокими живописными горами, на берегу
стремительно низвергавшейся с вершин реки находился посёлок Тешик-Таш, в котором
прошло моё раннее детство. Там же я пошёл в первый класс. Родители, глядя на эти горы,
часто вспоминали Крым, с любовью рассказывали нам о нашей далёкой Родине. Каждый
вечер, прежде чем приступить к ужину, Айше буюкана (бабушка по матери) читала дуа
(молитву) за упокой душ умерших на чужбине и с мольбой к Танры (Всевышнему) о
скорейшем возвращении народа в Крым.
– А помните ли Вы тот день, когда впервые побывали в Крыму? Расскажите, как это
было.
В первый раз я попал в Крым в 1975 году вместе с братом Рустемом, его супругой и ещё
несколькими соотечественниками. Считаю, что нам очень повезло, так как приехали мы в
Крым не самолётом и не поездом. Сначала мы доехали до Новороссийска, там прожили
дней десять у знакомых, а потом сели на теплоход и направились в Крым. Теплоход
прибыл в Крым ночью и встал недалеко от Ялты. Но чтобы причалить, нужно было
дождаться утра. И вот мы с братом с полуночи стоим на палубе и с нетерпением ждём
долгожданной встречи с родиной, о которой мечтали долгие годы. Как сейчас помню,
стояла тёплая летняя погода. Постепенно начало светать и стали проявляться очертания
нашей земли обетованной. И вскоре перед нами открылось невероятное зрелище: Южный
берег Крыма во всей своей красе! Нам тогда казалось, что мы попали в рай. Впечатления
были неописуемые! И, конечно же, после этого мы уже не могли жить вдали от родной
земли. Решили, что, как только я окончу институт, всей семьёй сразу же переедем в Крым.
Так и случилось.
– Ваша семья довольно рано возвратилась в Крым. В то время это было нелёгким
испытанием…
В июне 1977 года, пока я сдавал последний экзамен в Ангренском пединституте, родители
поехали в Крым. Это была их первая после выселения поездка на родину. Они купили
небольшой домик в с. Льговское (Челеби Эли) Кировского района. Тогда в Крыму
обстановка была такая, что если крымские татары привозили контейнер с вещами днём, то
кто-нибудь обязательно доносил в милицию и людей тут же вместе с их вещами насильно
под конвоем отправляли за пределы Крыма. Поэтому завозить вещи и заселяться
старались ночью. Если ты успел заселиться ночью, чтобы тебя никто не заметил, то на
утро ты как будто уже здесь живёшь. И чтобы тебя выслать, нужно было сначала пройти
определённые процедуры, суд и т. д. Нам повезло, мы смогли заселиться ночью
незамеченными. И вот настало долгожданное утро на родине, о котором мы так давно
мечтали! Мы мало что из вещей привезли с собой, но джезве (турку) взять не забыли
(улыбается). Нашли какой-то пенёк, кирпичи и соорудили для себя столик. Анам заварила
кофе. Те, кто не познал, что такое чужбина, никогда не испытает тех чувств, которые мы
тогда испытали. Это были непередаваемые ощущения! Мы сидели и пили кофе во дворе
нашего дома и даже говорить не могли от счастья! Как вдруг нашу идиллию нарушил стук
в почтовый ящик у калитки, после чего к нам во двор зашёл незнакомый мужчина. В
одной руке у него был какой-то свёрток, а в другой – ведро. Он поприветствовал нас:
«Селям алейкум! Мумкюнмы?». Мы обрадовались, подумали, что это кто-то из тех татар,
которые раньше нас переехали. Пригласили войти, выпить с нами чашечку кофе. Гость
объяснил, что его зовут дядя Толик и до войны он жил с крымскими татарами, отсюда
хорошо знает наш язык. Оказалось, что он, понимая, что у нас почти ничего нет, принёс
нам один миндер (небольшой матрац) с подушкой и ведро помидор с огурцами. Дядя
Толик нам очень помог, столько хороших дел для нас сделал вместе со своей супругой
тётей Нюрой. Никогда не забуду их доброту. Я недавно решил отыскать дядю Толика с
тётей Нюрой, ездил в Челеби Эли, но так как прошло уже много лет, жители села
поменялись, и никто не знает, где они и что с ними. Ну а затем произошло то, с чем в то
время сталкивались многие пожелавшие обосноваться на родной земле. Осенью 1978 года
меня призвали в ряды Советской армии, пообещав до моего возвращения прописать
родителей в купленный ими дом. А в марте 1979 года в дом нагрянули дружинники в
сопровождении вооруженных милиционеров с обученными овчарками. Несчастных
родителей вновь вывезли из Крыма. Им пришлось искать пристанища в городе Геническе
Херсонской области, где я и нашёл их после демобилизации. Там мы прожили до 1989
года. С 1977 по 1989 год в моей жизни была сложная полоса. В эти 12 лет кем только не
пришлось мне поработать. И ночным сторожем, и плотником, и бетонщиком, и кочегаром,
и оператором очистных сооружений и даже младшим курником на птицеферме. Но я не
жалею, что прошёл этот путь.
Продолжение читайте в Мераба № 30 (448)
Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий