В день солнечного равноденствия – 22 или 23 сентября – у крымских татар принято отмечать праздник плодородия и урожая. В переводе с крымскотатарского языка «Дервиза» значит – «вхожу в новый мир».

В духовной жизни народов веками складывались традиции, вобравшие в себя их историческое прошлое. Среди них – яркие праздники, в которых как в зеркале отражается образ жизни. К народным праздникам крымских татар относятся Наврез, Хыдырлез и Дервиза. Если Хыдырлез – это начало полевых работ, то Дервиза символизирует их окончание и приближение холодов.

По традиции этот праздник отмечали в день осеннего равноденствия 22 сентября. К этому дню подводили итоги всех сельскохозяйственных работ. Мероприятие совместно организовывали жители нескольких сел, входившие в одну общину – «джемаат».

Праздник начинался с молитвы и жертвоприношения. В жертву приносили барана, которого, так же как и все продукты покупали в складчину. На празднике демонстрировались все виды народного творчества: устраивались ярмарки, проводились состязания певцов, танцоров, а завершал праздник танец «Хоран» (хоровод).

В день праздника девушки в нарядных одеждах рассыпали золу по полю, огороду, в садах и виноградниках. Юноши окуривали дымом хозяйственные постройки. Народ собирался в удобном для проведения праздника месте, которое обычно находилось рядом с источниками воды. Дети надевали вывернутые мехом наружу овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы и одновременно сообщая о начале праздника. Женщины готовили национальные угощения, обязательным среди которых было кобете. Мужчины состязались в бросании камней на расстояние, приговаривая при этом: «Къара куньлер таш къайткъанда къайтып кельсинлер» – «Пусть чёрные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень» (то есть – никогда). Непременным элементом праздника была национальная борьба куреш.

Продолжение читайте в Мераба № 36 (402)

 

Добавить комментарий