1 сентября 1993 г. «Национальная общеобразовательная школа I-III ступеней» п.Октябрьское Красногвардейского района распахнула свои двери для сотни учеников, став для них вторым домом, родным гнездом, где всегда встретят с радостью и любовью – и через год, и через десять…. Это была первая школа с крымскотатарским языком обучения, которая открылась в Крыму в период массового возвращения крымских татар на историческую Родину. Сегодня учреждение успешно работает в системе крымского образования, а его выпускники трудятся в самых разных сферах деятельности Крыма, и за его пределами. Гость нашей еженедельной рубрики – директор МБОУ «Октябрьская школа №3 имени И.Гаспринского» Мубира Газиева.
– Расскажите о том, как началась история первой национальной школы в Крыму? Как удалось протоптать этот путь, ведь быть первым всегда сложно?
В начале 90-х в поселок Октябрьское (Буюк-Онлар) стали массово прибывать семьи крымских татар, которые ехали из стран Средней Азии домой, на Родину. Наш поселок удобен тем, что здесь хорошо была развита инфраструктура. И поэтому очень многие наши соотечественники останавливались именно здесь. После возвращения народа на Родину, разумеется, встал вопрос об открытии национальной школы. Эту идею подхватили учителя, и с большим воодушевлением присоединились родители. И вот, летом 1993 года родители собрали более 450 заявлений о желании обучать своего ребенка на родном языке.
Определиться с помещением помогли родители и общественность поселка, которые с большим трудом «отстояли» одноэтажное здание старой школы (которое было построено 1929 году). В помещении хранился уголь и строительные материалы, и поэтому здание находилось в антисанитарном состоянии. Общественность справилась с задачей, но к открытию школы нужно было подготовиться основательно. В начале августа еще не были побелены классы, в классах не было парт, столов и т.д. Учителя, во главе с директором школы Альме Иззетовной Смедляевой, практически жили здесь, белили обугленные стены, убирали, обустраивали, обживали. Им помогали и будущие ученики – таскали мебель, помогали делать стеллажи, шкафы, мыли полы.
Итак, школа «получила прописку» в старом малоприспособленном для обучения здании. Но, для тех, кто её обустраивал практически своими руками – а это, в первую очередь, педагоги-энтузиасты, казалось, что это дворец. Да, быть первыми всегда сложно, но огромной помощью было то, что на том этапе нас поддержало управление образования Красногвардейского района.
– Были ли трудности на начальных порах?
Разумеется, первые годы – это период адаптации, и так или иначе проблемных вопросов не избежать. Признаюсь, что пришлось преодолеть немало трудностей: отсутствие здания школы, организационные вопросы, согласование рабочих моментов с Министерством образования и др.
Самоотверженный труд учителей и всесторонняя помощь и поддержка родителей сыграли решающую роль в воплощении мечты в жизнь. Здание старой школы было рассчитано на 180 посадочных мест, что явно не соответствовало численности учащихся, ведь в школе уже собралось более 450 учеников. Не хватало учебников, наглядных пособий, материальное положение школы оставляло желать лучшего.
Учащиеся старших классов сидели за партами младших школьников. Дети обучались в две полные смены, где задействованы были все кабинеты. Не было ни учительской, ни столовой, а тем более спортивного и актового зала. В школе было печное отопление. Но все эти неудобства не пугали родителей, а наоборот заявления родителей стали увеличиваться. Шаг за шагом мы преодолели все трудности. Это была командная работа.
Продолжение в газете «Мераба» № 34 (400)