Крымскотатарская вышивка – уникальное культурное явление, обладающее
самобытными особенностями. В ней ярко отразилось историческое наследие Крыма,
собравшее в себе традиционное искусство многих народов, проживавших на
полуострове, ставших основой этногенеза крымских татар.
Сегодня у нас в гостях мастер художественной вышивки Зарема Мустафаева. О таланте
Заремы ханым ходят легенды, его по праву можно назвать достоянием народа. Работы,
которые она создала, выставлены в самых разных музеях Крыма. Что же всё-таки является
источником её вдохновения? Как устроен её рабочий уголок? В каком возрасте она начала
вышивать? На эти и другие вопросы, мы попросили ответить талантливую мастерицу.
– Зарема ханым, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда Вы родом?
Как и многие крымские татары моего возраста, я родилась на чужбине, в г. Учкуран
Наманганской области Узбекистана. Окончила Ферганский политехнический техникум,
по специальности техник-технолог. В 1989 году с семьёй переехала в Крым, в г.
Бахчисарай.
С 1999 года занимаюсь крымскотатарской национальной вышивкой. В 2003 году была
аттестована решением Аттестационной комиссии Национального союза мастеров
народного искусства Украины – мастером художественной вышивки. Обучалась на
семинарах талантливого художника, искусствоведа, педагога Мамута Чурлу – по
изучению национального орнамента крымских татар. С 2008 года преподаю вышивку в
технике «мыкълама», «къаснакъ», «букме» в г. Бахчисарай.
Будучи организатором проектной деятельности в МОКСО «Арслан», презентовала такие
проекты, как «Докъузлыкъ», «Нагъышлы фес», «Арзы къыз». Мои работы экспонируются
в музее Ханского дворца города Бахчисарая и находятся в личных коллекциях в Польше,
Германии, Турции и Украины.
Также я являюсь мамой трёх дочерей, бабушкой шестерых внуков, заботливой женой, в
общем счастливой женщиной, которая имеет возможность возрождать национальную
культуру, обычаи и традиции своего народа, прикасаясь к высокому шитью золотом –
национальной крымскотатарской вышивке.
                                                                    Продолжение читайте в Мераба № 28 (342)

Добавить комментарий