Уважаемая редакция! Меня зовут Земине Мустафаева, я живу в с. Биюк-Каралез (Красный Мак) Бахчисарайского района. Я хотела бы рассказать Вам и читателям газеты «Мераба» о своей маме Урие Аблязизовой и её сестрах, братьях и маме, которые, как и другие представители крымскотатарского народа, с первых дней войны принимали в ней самое активное участие, защищая свою Родину.

В начале Великой Отечественной войны моей маме было десять лет. Она вместе со своей мамой Анифе Аблязизовой, тремя старшими сёстрами и двумя братьями жили в селе Камышлы под Севастополем. Отца не стало незадолго до рождения моей мамы.

Анифе бита было очень трудно. Она одна работала и днём, и ночью, чтобы прокормить своих детей. Где только она ни работала и за какую только работу ни бралась, но всё-таки сумела дать образование старшим детям. Это было до войны.

Когда началась война, старший сын Аблямит остался с семьёй как кормилец, а младший – Ибрагим ушёл на фронт. Он был сапёром.

Мама рассказывала мне, что когда немцы брали Севастополь, город весь горел, светился. Было очень страшно. Тот прежний, довоенный Севастополь перестал существовать, он просто был стёрт с лица земли.

Раньше практически все дома были двухэтажными. На первом этаже, как правило, люди держали подсобное хозяйство, а на втором жили. Так получилось, что дом моей мамы оккупировали немцы. Всю семью согнали в подсобное помещение, а на втором этаже устроили комендатуру. Мама говорила, что немцы чуть ли не каждый день устраивали там собрания, обсуждали свои дальнейшие действия. Разговаривали очень громко, иногда даже кричали. Им слышно было каждое их слово.

Старшие сёстры моей мамы – Лутфие, Фатиме и Зебиде очень хорошо знали немецкий язык. Они подслушивали разговоры оккупантов и передавали информацию нашим партизанам. Так они стали связистками, разведчицами.

 

Продолжение читайте в Мераба № 18 (332)

Подробности подписки

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий