Писать о своих сложно: обвинят в необъективности. Но моя оценка самая объективная. Знала его много лет. Я о своём муже – Панаёте Кесмеджи.

Он человек слова, человек дела, прекрасный сын, внимательный брат, верный друг, надёжный, заботливый семьянин; энергичный, трудолюбивый, остроумный, эрудированный, образованный, помимо русского владел греческим, немецким, восточными языками, в частности узбекским, удивлял глубиной познаний, общительный, с чувством юмора, его положительная энергия поднимала настроение. Он оптимист. Личность.

Как историк, писатель состоялся. Его рассказы, очерки, статьи печатались в газетах, журналах России, Греции, Украины. Издал книги по краеведению и истории Крыма, вышел ряд исторических романов. У этого автора свой взгляд на события, анализируя, убедительно подводит читателя к своему выводу.

В мире всё материально, даже слова. Когда рождается человек, ему даётся имя. Имя – это то, что сопровождает каждого на протяжении всей жизни. Поэтому значение имени немаловажно.

Ещё с древних времен мудрецы заметили сильную взаимосвязь созвучности и влияния его на человека. Панаётис. Как значимо это имя! С греческого – пресвятой. Соответствуя своему имени, достойно прожил, жаль, недолгую жизнь, Панаёт Алексеевич Кесмеджи.

Родился он в тяжёлое послевоенное время в изгнании в Узбекистане, городе Коканде в 1946 году 9 мая – в день Победы. Побеждать, доводить начатое до конца, добиваться поставленной цели – принципы его жизни. Истинный патриот, он оставил глубокий, значимый след в истории греков через свои книги.

С детских лет увлечённо читал. С интересом слушали ребята его рассказы. Любил историю, литературу, географию. На спор в классе, стоя спиной к карте, указывал страну, о которой спрашивали одноклассники, называя столицу, площадь, соседние страны.

Труд, спорт и книги – главное, что занимало его со школьных лет. До начала уроков успевал, как и его друзья, продать на зелёном базаре траву, сорванную ранним утром. Увозя её на самодельной подшипниковой тачке хозяйке во двор, имел рубль за большую охапку, а иногда от щедрой женщины получал и три рубля. Это целое состояние!

На летних каникулах сбивал ящики на консервном заводе. Работу делал качественно, быстро, больше сверстников, так как рационально размещал материал (гвозди, дощечки), чтобы не было лишних движений.

В жару вместе с сестрой, она была старше, семилетний мальчик небольшого роста с бидончиком холодной воды мелькал у мясных рядов. Он сразу понял, где платят больше за стакан холодной воды. Кокандская вода – одна из вкуснейших на земле.

День и ночь она лилась из трубы.  Набрав, нужно бегом, пока не нагрелась, донести до желающих напиться. На вырученные деньги покупал книги, мороженое. Однажды сумел заработать на велосипед, о котором давно мечтал. В автобиографическом рассказе «Велосипед», талантливо написанном уже в зрелые годы, трогательно изложено это событие.

Мать снимала жилье без света у узбеков, бывший сарай, где было маленькое окно с узким подоконником. На этом подоконнике при керосиновой лампе, сидя на ящике, который служил табуретом, делал уроки. Два ящика с фанерой сверху были его кроватью. Нелёгкое детство усугублялось ещё и высылкой родителей из Крыма в 1944 году.

Они жили в Ялте. Приходилось слышать несправедливые, обидные слова, доказывая кулаками обратное.

Эти трудности сыграли свою роль, сформировав характер твёрдый, упорный, решительный. Ко всему в жизни шёл самостоятельно, надеясь только на себя. Начиная с нуля, добился Панаёт немало. И дом построил, и не один, и деревья посадил, и сыновей воспитал, сумев привить им страсть к чтению, интерес к истории, и книги написал, и внуков дождался. До последнего самообразование занимало основное место в его досуге.

Проект «Богатство, отданное людям», над которым работал один из внуков, учащийся 3 класса, привёл его к беседе с дедушкой, и состоявшийся диалог помог узнать подробности из детства папуки, так, по-гречески, внуки называют дедушку Панаёта, который своим богатством – знаниями, через написанные книги делится со всеми. «Меня назвали Панаётом в честь дедушки. Я люблю его, горжусь им и хочу быть похожим на него», – такими словами завершил свою работу внук Панаёт. Главное наставление папуки – любить читать, читать всю жизнь. Это труд, это знание, это развитие.

Панаёт Алексеевич Кесмеджи так и жил. Свободное время занимало чтение. В его личной библиотеке – редкие книги по античности, чем он гордился. Увлекался спортом, хорошо играл в футбол, настольный теннис. Замечательно пел.

По специальности он строитель. Закончил Кокандский автодорожный техникум. После службы в армии работал в тресте «Спецэлеватормельстрой» сначала мастером, затем начальником участка. Строил элеваторы почти во всех регионах Средней Азии, совмещал работу с главным интересом. Посещал библиотеки, музеи, писал стихи, прозу.

В 1965 году были опубликованы его юношеские стихи в «Сборнике молодых поэтов Ферганы», начал писать исторический роман, который под названием «Наёмник» вышел только в 2010 году в Крыму, куда переехал с семьей в 1977 году.

В Крыму активно занялся общественной деятельностью, стоял у истоков возрождения греческой культуры, был председателем Симферопольского греческого общества, членом правления Федерации греков Крыма и Союза греков Украины.

Под его руководством строились дома для греков, вернувшихся из мест спецпереселения. По совместительству работал редактором «Греческой газеты», один из инициаторов создания кафедры греческого языка и литературы в Симферопольском Государственном Университете.

Один из тех, благодаря кому появилась греческая библиотека, фонд которой пополнял личными книгами. Был частым гостем на телевидении. Занимал одно из ведущих мест в греческом движении.

В 1996 году вышла первая книга – «Греки Крыма» тиражом 3000 экземпляров. Она пользовалась большим успехом.

Панаёт Алексеевич Кесмеджи продолжал собирать материал о греках Крыма. Ему писали, со многими встречался лично, помогали сыновья, интернет, архивные данные, литературный материал. Результат – книга «Греки Крыма», с дополнениями, готовая к изданию. Но точку ставить нельзя. Очень много ещё о греках Крыма, трудолюбивых, терпеливых, стойких, героических, талантливых нужно писать, открывая новые имена. Тема неиссякаема, как и сама жизнь.

Со статьёй по истории греков Крыма Панаёт Алексеевич Кесмеджи выступал на исторических чтениях по понтийскому эллинизму в Греции, в Каламарья, куда был приглашён в 1996 году мэрией города Салоники на фестиваль понтийской культуры.

При финансовой поддержке греков-патриотов в 1997 году вышла книга «Митридат Евпатор».

Достаточно известные исторические события автор излагает в новой оригинальной форме, связывая восстание Спартака в Италии с политикой понтийского царя, поддерживавшего все демократические движения Средиземноморья.

В 1998 году – делегат IV Всемирного съезда понтийского эллинизма. В 1999 году переиздаётся «Митридат Евпатор», выходит книга «Княжество Феодоро».

За литературную и общественную деятельность Панаёту Алексеевичу Кесмеджи в 1999 году присваивается звание Лауреата премии М. Македонского Ассоциации национальных обществ и общин Крыма.

В конце этого же года уезжает в Грецию, но связь с Крымом остаётся тесной. В 2008 году выходит пьеса «Цена предательства» в сборнике «Как будто всё со мною было». Авторы этого сборника семья Панаёта. В том же году, объявленном годом семьи, переиздается «Княжество Феодоро».

С 2010 по 2015 год изданы: «История Княжества Феодоро. Греческая топонимика Крыма», в очередной раз переиздается «Митридат Евпатор», дополненный интересными статьями о греках, выходят исторические романы «Наёмник», «Князь Александр», «Боспорец», «Непокорная Таврика», соавторы которых сыновья, Георгий и Александр.

Последние годы сотрудничал с интернет-изданием «Русские Афины». Работал плодотворно.

Даже, находясь ещё в больнице после операции, начал новый исторический роман «100 лет Боспору». Задумок, планов было много, но неожиданно оборвалась нить жизни. «9 декабря 2016 года на 71 году ушёл из жизни Панаёт Алексеевич Кесмеджи», – сообщали «Русские Афины» и газета «Таврика» греческого общества Крыма. Панаёт Алексеевич Кесмеджи являл собой пример истинного патриота, православного Христианина, всем сердцем любящего Элладу. Он был глубоким знатоком её многовековой истории, культуры».

Он жив в наших сердцах, он жив в нашей памяти, он жив в детях, внуках, он жив в своих книгах.

Никто не мог предвидеть, что последние строки последнего исторического романа «Непокорная Таврика. Асандр», написанного и подготовленного к изданию Панаётом Алексеевичем Кесмеджи, окажутся пророческими. «…Вокруг находилось полторы сотни человек… Слово о покойном произносил царь Асандр, отметивший долгий деятельный, более чем столетний путь Аристомена. Факелоносец поджёг погребальный костер. Собравшиеся зааплодировали, и раздались крики:

– Хайре, Аристомен! Аксиос! Аксиос! Достойный! Достойный!»

Проститься с Панаётом приехали родственники, друзья, знакомые из разных городов Греции.

Собралось много народа. После отпевания в церкви, провожая в последний путь Панаёта, отдавая особые почести, соотечественники несли его на руках, а вслед слышалось: «Достойный».

Моя память с тобою всегда… Твоя София.

 

София Кесмеджи

(Орфография и пунктуация

автора сохранены)

Добавить комментарий