Сегодня мы хотим познакомить наших читателей со старшим преподавателем кафедры крымскотатарской литературы и журналистики КИПУ им. Ф. Якубова – Зельфирой Шукурджиевой.

– Расскажите, пожалуйста, о себе, откуда вы родом?

Родилась я в Узбекистане, в Андижанской области, в интеллигентной крымскотатарской семье. Моя мама Зарема Максудова – учительница иностранного языка, папа Шевкет Муталупов – физик-математик, пошёл по стопам своего отца, моего дедушки Лемана Муталупова. В 1988 году мы с семьёй переехали в Крым. Училась я в средней школе № 3 г. Джанкоя.

В 1993 году поступила на факультет журналистики Таврического эколого-политологического университета. На тот момент он был единственным ВУЗом в Крыму, в котором готовили журналистов. На практику нас направляли в разные редакции. Свою первую производственную практику я проходила в редакции газеты «Голос Крыма», которая в дальнейшем стала моим первым местом работы.

Так с 1996 года началась моя трудовая деятельность: сначала корреспондентом, затем – литературным редактором, заведующей отделом образования, культуры и спорта.

В 2015 году меня пригласили работать на кафедру крымскотатарской литературы и журналистики Крымского инженерно-педагогического университета. Я согласилась, параллельно поступила в аспирантуру, которую три года назад закончила, написала диссертацию по истории этнической прессы Крыма и сейчас готовлюсь к её защите.

 – А почему вы выбрали профессию журналиста?

Ещё со школьной скамьи я стремилась к тому, чтобы творчески реализовать себя. Участвовала и побеждала в различных школьных и городских конкурсах. В 1991 году меня наградили путёвкой в Артек за то, что выиграла городскую олимпиаду по русскому языку.

Родители видели мою любовь к творчеству, и новость о том, что я хочу стать журналистом, не удивила их. Они всегда поддерживали меня во всех моих начинаниях. Я очень благодарна им за это.

– Во время учёбы были ли у вас какие-то забавные случаи?

Скорее всего не забавные случаи, а интересные моменты, связанные с моей будущей профессией. Да, были (улыбается). Так как интернета в то время не было, мы знакомились с публикациями только крымских редакций. Это было очень познавательно и интересно. Помню, как мы с однокурсниками выпускали газету «Студенческий мир», которая была для нас своеобразной творческой площадкой, где мы могли публиковать свои информационные материалы. Вот представьте себе курс из 35 человек, и всего лишь несколько работ отбирается для печати. Сколько радости у нас было, когда мы видели свои публикации на страницах этой газеты, ведь она была лицом университета. Для нас это являлось своего рода стимулом совершенствоваться, развиваться и утверждаться во мнении, что мы правильно выбрали свою специальность.

– О чём вы писали?

Поскольку газета была студенческой, в ней мы поднимали такие темы, которые интересовали молодёжь. Брали интервью у преподавателей, писали стихи, эссе. Таким образом мы практиковались, я бы даже сказала – в какой-то степени соревновались друг с другом. Результаты наших работ широко обсуждались, преподаватели указывали на их достоинства и недостатки.

Кто-то, может быть, обижался, кто-то, наоборот, радовался, но это было увлекательное погружение в профессию.

– Что вы в своей многолетней профессиональной деятельности считаете журналистской удачей?

Каждый день работы в редакции не похож на другой. Утром приходишь, и тебе дают задание. Допустим, сегодня нужно осветить митинг, завтра сделать репортаж с выставки, а послезавтра написать отчёт о концерте.

Так проходила моя профессиональная деятельность в газете из месяца в месяц, из года в год. У нас был очень хороший, сплочённый коллектив, мы вместе выезжали на разные мероприятия, пикники. В одной редакции прошли почти двадцать лет моей трудовой деятельности, и это были очень интересные годы. Ведь у нас такая профессия, которая позволяет общаться с большим кругом людей самых разных слоёв общества. Спектр нашей деятельности был достаточно широким. Работая в газете, мы брали интервью и у простых людей, и артистов, и учёных.

Какие самые интересные случаи можно вспомнить из своей профессиональной деятельности? Ну, например, я сейчас вспоминаю, что нам удалось взять интервью у Владимира Моисеенко и Владимира Данильца. В своё время это были звёзды украинской эстрады, юмористы, шутки которых были очень популярными. Мы были в Ялте на фестивале, и этот дуэт приехал выступать в заключительном концерте. После интервью выяснилось, что на самом деле они не являются такими задорными и юморными, какими кажутся на сцене, это только их образ. В жизни это обычные люди, я бы даже сказала – с некоторой долей меланхолии.

Как одного из самых интересных респондентов могу также назвать Рефата Аппазова. Это была очень интересная личность – учёный, профессор, который работал в области ракетостроения вместе с Сергеем Королёвым. Мы провели несколько встреч, но мне особенно запомнилось интервью, которое освещало часть его творческой биографии, связанной с Крымом. Дело в том, что он родился в Крыму, долгое время жил в Москве и был непубличным человеком. А вот когда вышел на пенсию, уже мог общаться, и нам удалось некоторое время поработать с ним. После серии интервью мы отредактировали, подготовили к печати и издали его книгу «Следы в сердце и памяти». Это был очень интересный период и в моей творческой биографии.

– Вы преподаёте студентам, являетесь автором ряда научных публикаций, посвящённых крымской этнической прессе. Достигли ли поставленных перед собой целей?

Моя самая главная цель на сегодня – защитить диссертацию и получить степень кандидата филологических наук по направлению «журналистика». Пока я её не достигла, но иду к ней.

– Считаете ли вы, что способность к преподаванию вам досталась по наследству?

В нашей семье всегда культивировались знания. Родители работали в школе, и как-то само собой подразумевалось, что для нас это неотъемлемая часть нашей жизни. Я люблю свою профессию, нынешнюю свою деятельность. Студенты заряжают меня своей энергией. В этом году у нас замечательный выпуск: из 13 выпускников 12 получают дипломы с отличием.

Я считаю, что пусть небольшая, но наша заслуга в этом есть, потому что мы стремились, старались дать все те знания, которыми обладаем, и, конечно же, требовали от студентов хороших результатов.

Хотят ли ваши дети пойти по вашим стопам?

Ну, вы знаете, тяжело сказать. Сыновья у меня больше тяготеют к технике, современным технологиям, автомобилестроению так же, как их папа. Здесь я однозначно могу сказать, что они по моим стопам не пойдут. Вот дочка подрастает, но ей ещё только 11 лет, поэтому всё возможно.

– Увлекаетесь ли вы чем-либо, не связанным с профессией?

Наряду с публицистикой я время от времени погружаюсь в поэтический мир. Люблю стихи разных авторов, классическую и этническую музыку разных народов в инструментальной интерпретации, кстати, в своё время, я закончила музыкальную школу по классу фортепиано.

– А вы сами стихи сочиняете?

Писала. Это были студенческие годы, начало моей творческой деятельности, но сейчас не

пишу.

– Если бы было возможно дать совет от себя настоящей себе из прошлого, что бы вы сказали?

Интересный вопрос. Наверное, я бы посоветовала себе быть более упорной в достижении поставленных целей. Однако это уже пройденный этап моей жизни, не менее интересный, познавательный и давший мне огромный опыт практической деятельности в сфере журналистики.

Беседовала
Екатерина Гунько

Добавить комментарий