В этом году мы отмечаем 100-летие со дня рождения Сеитумера Гафаровича Эмина – известного крымскотатарского писателя, активного участника национального движения крымских татар.

Я хорошо его знала. Он часто приезжал к моему отцу, Шамилю Алядину в Ташкент по творческим делам и по проблемам крымскотатарского национального движения. Сближало этих неординарных людей и то, что оба были жителями горного Крыма, Бахчисарайского района. Честный, открытый, жизнелюбивый, очень активный, несгибаемой воли человек, с широкой и вольной, как море душой.

Сейтумер Эмин учился у известных просветителей

Сеитумер Эмин родился 15 мая 1921 г. в посёлке Албат (ныне – Куйбышево, Бахчисарайский р-на). В семь лет он остался без отца. Мальчик стал пастухом, а также со старшей сестрой помогал матери в колхозе. Школьные годы прошли в Биюк-Озенбашской (ныне с. Счастливое) школе, где преподавали известные крымскотатарские просветители: Осман Балыкчи и Усеин Асан, позднее репрессированные и расстрелянные. После окончания школы работал в газете «Ударник», где опубликовал свое первое поэтическое произведение «Друзья, в дорогу», затем в газете «Къызыл Къырым» («Красный Крым»).

254 дня оборонял Севастополь

В начале войны горец Эмин надел полосатую тельняшку и стал солдатом морского десанта. Был заброшен в Одессу. Участвовал в ожесточенных боях, оттуда переброшен в Акъяр (Севастополь). Двести пятьдесят четыре дня оборонял Севастополь. Был награжден медалью «За отвагу», ранен, контужен. Эти события найдут свое отражение в произведении «Денъиз ве Ана» («Море и Мама»). В последние дни обороны Акъяра был тяжело ранен и попал в госпиталь. После выздоровления направлен в Туапсе, заброшен с десантом на новороссийскую «Огненную землю». Опять тяжелое ранение. На этот раз окончательно освобожден от армии. Но не вернулся домой. Через штаб партизанского движения добился отправки в Крым. Именно там состоялась встреча с такими людьми, как Джеббар Акимов, Шамиль Алядин, Рефат Мустафаев. Ему поручили антифашистскую агитацию. Он составлял тексты листовок, набирал, печатал и распространял по оккупированной земле. Эти листовки давали жителям Крыма силы и веру в победу.

Депортация

Закончилась война. Крым освобожден. В середине апреля 1944 г. Сеитумер Эмин вернулся в газету, но в ночь на 18 мая был арестован прямо в здании редакции и, как и весь крымскотатарский народ, депортирован. До узбекского кишлака Бекабад добирались месяц. Поселились в землянках. Работал чернорабочим стройки века, Фархадской ГЭС, копал землю, мешал бетон. Ежедневно отмечался в спецкомендатуре.

Жизнь на чужбине

Но творческий человек в вечном поиске. По инициативе Сеитумера Эмина был создан при центральном доме культуры ансамбль, который помог выжить от голода артистам. В Бекабаде он восемнадцать лет проработал руководителем бюро кинопоказа и одновременно директором кинотеатра. В городе проживало много его соотечественников и Сеитумер Эмин решил организовать встречи с крымскотатарскими поэтами и писателями. Поэты читали стихи о Крыме на родном языке, что преследовалось властями. Когда создалось национальное движение за возвращение на Родину, Сеитумер Эмин стал его активным членом. Он продолжил обучение и получил высшее образование в Среднеазиатском Госуниверситете, г. Ташкента. В 1967 г. его приняли в союз писателей СССР и затем на работу редактором в издательство крымскотатарской художественной литературы и искусства им. Гафура Гуляма. Однако продолжалось это недолго. В 1971 г. за активное участие в национальном движении он был уволен и вынужден покинуть Узбекистан.

Сеитумер Эмин принял решение переехать в Новороссийск, ближе к Крыму. Построил дом высоко на горе, откуда видны и гордые горы, и безбрежное море. И продолжил участие в национальном движении крымских татар. Было нелегко: работал грузчиком, писал, публиковался в различных издательствах. Он стал писать на русском языке. Вышли произведения: «Опалённые волны», «Дорога», «Голоса», «Горы», «После грозы», «Долина смерти».

Летом 1987 г. писатель вместе с тысячами соотечественников участвовал в московских акциях крымских татар, был одним из организаторов акций, выступал с речами. В октябре 1987 г. был активнейшим организатором пешего марша из Тамани в Акмесджид (Симферополь), в котором участвовали 163 человека, был членом Союза писателей СССР.

И именно в это время в Ташкентском издательстве литературы и искусства им. Гафура Гуляма была издана его книга стихов «Меним сесим» («Мой голос»), за что глава крымскотатарских писателей СП Узбекистана Шамиль Алядин был подвергнут жестоким нападкам со стороны как властей, так и «друзей». В конце 1990-х в Крыму издали роман Сеитумера Эмина «Сенинъ йылдызынъ» («Твоя звезда»). Произведения поэта публиковались в газете «Янъы дюнья» и журнале «Йылдыз». В 2000 г. вышел сборник стихотворений на крымскотатарском и русском языках «Сен олмасанъ» («Если бы не было тебя»). В следующем году за эту книгу Сеитумер Эмин был удостоен Государственной премии, а затем и звания «Заслуженный деятель искусств Украины». Сеитумер Эмин ушёл из жизни 21 марта 2004 г. и был похоронен в Новороссийске. 26 апреля 2014 г. в Албате по инициативе крымскотатарской общественности ему поставлен памятник, на котором высечено его жизненное кредо, символа веры, завещание современникам:

«Мен емин-ант этем:
Сыранда къалам
Ольсем де, къалсам да,
Яшар несилим!
Мен сенден кучь-къуввет,
Ильхамлар алам.
Яша сен, миллетим!
Бу меним истегим!
(«Я клянусь, что в твоих
остаюсь я рядах.
Пусть умру, но в потомках
продолжу я жить.
У тебя озаренья я силу черпаю
Ты живи, мой народ, это всё,
что желаю!»)


Литературное наследие Сеитумера Эмина составляет более двадцати книг стихов, переводов и прозы.

Пример любви к своей земле, истории и культуре своего народа

По словам председателя Госкомнаца РК Айдера Типпа, жизнь и творчество крымскотатарского поэта и прозаика, члена Союза писателей России, заслуженного деятеля искусств Украины Сеитумера Эмина являются достойным примером любви к своей родной земле, истории и культуре своего народа, а также дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

А вот что пишет о творчестве писателя заслуженный деятель искусств РК и Республики Татарстан, лауреат премии им. Мусы Джалиля, главный редактор журнала «Йылдыз» Дилявер Осман: «Сеитумер Эмин относится к той редкой когорте поэтов, которые одинаково успешно творят на двух языках – крымскотатарском и русском. Это еще одна грань его несомненного таланта. Но на каком бы языке он ни творил, его поэзия никого не может оставить равнодушным. К сожалению, при жизни поэту так и не воздали должное. Может быть поэтому, даже спустя годы, мысли об этом и чувство долга перед его памятью не давали мне покоя. Говорят, большое видится на расстоянии. Так и литературное наследие Сеитумера Эмина оценить понастоящему еще предстоит. Слово – за литературоведами.

Участник обороны Севастополя, Одессы, боев на Малой земле, участник партизанского движения Крыма Сеитумер Эмин всегда был патриотом Крыма.

За свое участие в национальном движении за возвращение народа в Крым в 1974 г. он был изгнан из редакции крымскотатарской литературы издательства Г. Гуляма в Ташкенте и вынужден был переехать в Новороссийск.

Я была с ним близко знакома. В 1989 г. наша крымскотатарская секция Татарского общественного центра пригласила из Новороссийска Сеитумера Эмина и Гамера Баева на съезд. Его выступление о положении крымскотатарского народа вызвало шквал аплодисментов. Участники съезда стоя аплодировали ему. Он – участник пешего похода крымских татар из Тамани в Крым в 1987 г., за что был взят под стражу; в 1987 г. – участник выступлений крымских татар на Красной площади в Москве, в 1991 г. с трибуны съезда писателей России он заявил: «Я – писатель крымскотатарского народа. Но я приехал не из Крыма и вернусь не в Крым. Как известно всем, сидящим здесь, мой народ был изгнан с земли предков и до сих пор он находится в изгнании, разбросанный по всей территории нашей необъятной страны.

Мы, крымскотатарские писатели, некогда состоявшие в большой писательской организации, теперь – члены разных писательских организаций. И все репрессированы».

Наши встречи и беседы с ним продолжились в Симферополе после возвращения в Крым. Чувствовалось, что попранное право народа жить на своей родине, долгие скитания народа на чужбине, постигшая его преступная несправедливость, глубокой болью отзывались в его сердце и по прошествии полувека. Это нашло отражение и в его творчестве.

Лейтмотивом творчества Сеитумера Эмина всегда была тема его сыновней любви к своему народу, отчей земле, к Крыму, близким. Эту любовь и верность однажды избранному пути он пронёс через всю свою нелёгкую жизнь, эта любовь помогала ему преодолевать невзгоды и снискала ему поистине всенародное признание».

Лейля Алядинова

 

Добавить комментарий