На нашем полуострове, богатом своей историей и культурой, активную работу в популяризации народов ведёт Крымский этнографический музей. Он является одним из ведущих культурно-просветительских и научных учреждений, а его коллекция насчитывает более 13000 экспонатов и даёт представление о культуре 25 народов и этнических групп.

Музей является важным информационным и воспитательным центром, уникальным путеводителем по их истории.

О создании и развитии одного из любимейших и посещаемых мест жителями и гостями крымской столицы, мы попросили рассказать его директора – Юрия Николаевича Лаптева.

– Расскажите, пожалуйста, когда впервые в жизни вы серьёзно увлеклись историей и этнографией? Что подвигло вас на это?

Мне всегда нравилась история. Я любил читать историческую литературу, дома у нас была довольно-таки неплохая библиотека, благодаря маме, которая собирала книги. Ну и, наверное, я вырос в одном из древнейших городов Российской Федерации – городе-герое Керчь. Всё это в совокупности и повлияло на выбор моей профессии.

В 1989 году я поступил на исторический факультет Симферопольского государственного университета имени М.В. Фрунзе, ныне КФУ им. В.И. Вернадского. Выбор темы дипломной работы во многом предопределил мою дальнейшую деятельность. История крымских немцев в период Первой мировой войны и гражданской войны была совершенно новой и неизученной, поэтому основным источником для написания моей работы стал кропотливый труд в архиве по её изучению. Работая с архивными делами, я всё больше погружался в судьбы людей и событий, открывая для себя новые факты крымской истории.

Когда я был студентом четвёртого курса, мне предложили работу в Крымском этнографическом музее, основанном в декабре 1992 года. Дело было новое и интересное, решил попробовать, и вот как видите, проба профессии стала призванием.

В мае 1993-го я пришёл работать в музей на должность младшего научного сотрудника, затем старшего научного сотрудника, заведующего отделом. В то время Крымский этнографический музей был в структуре Крымского республиканского краеведческого музея (ныне – Центральный музей Тавриды) на правах филиала. И вот в 2000 году я стал его заведующим. А с 1 сентября 2009- го наш музей стал работать, как самостоятельное юридическое лицо, и я соответственно на тот момент стал его директором и работаю этой должности до настоящего времени.

 – С кем сотрудничает музей в Крыму и за его пределами?

Основные наши партнёры, коллеги, друзья – это национально-культурные автономии. Был такой из моментов, когда музей создавался с нуля. Ни одно музейное учреждение Республики Крым экспонаты нам не передало, и перед нашим коллективом стояла задача формирования собственной коллекции.

Первоначальный период накопления наших экспонатов длился с 1993 по 1998 год. На протяжении шести, семи лет, у нас проходил активный экспедиционный поиск и сбор этнографического материала. Все сотрудники, начиная от первой заведующей музеем Любови Григорьевой, ведущих научных сотрудников, работали над этим. Ездили практически, как у нас принято говорить «в поля», договаривались с представителями национальных обществ, и как ни парадоксально, в период существования на тот момент экономического кризиса, музей состоялся. Национально-культурные объединения внесли свой неоценимый вклад в формирование нашей коллекции. Буквально через год мы смогли открыть свою первую выставку «Летний сезон музея этнографии». В 1999 году мы открыли в нашем здании, по улице Пушкина, 18 два первых зала. Тогда же у нас сложились довольно-таки хорошие отношения с рядом фондов. Например, тогда мы реализовали проект с Фондом греческой культуры в Одессе. В 2004 году сделали выставку в Симферополе и Одессе.

Когда Крым уже вошёл в состав Российской Федерации, у нас стали тесно развиваться отношения с нашими коллегамимузейщиками из других регионов России. Это произошло, в первую очередь, благодаря обменным выставкам.

Буквально в мае 2014 года к нам приехал, будучи на тот момент директором Российского этнографического музея – Грусман Владимир Моисеевич, оказавший неоценимую методическую и организационную помощь. Благодаря выставке Российского этнографического музея «Народы Крыма», оборудование, созданное для неё, как для временной экспозиции, используется нами и в настоящее время.

У нас хорошие дружеские отношения с Ростовским областным музеем краеведения, Омским государственным историко-краеведческим музеем, Вологодским и Елабужским музеями-заповедниками.

Хочу отметить, что у нас значительный выставочный обмен. На основе фондовой коллекции, нами создана передвижная выставка «Народы Крыма», которую мы с 2015 по 2020 год представляли ряду регионов Российской Федерации.

– Может ли быть такое, что соберётся огромное количество экспонатов, для которых потребуется построить ещё одно здание музея?

Если бы у нас была возможность выделения дополнительных экспозиционных площадей в виде отдельно стоящих зданий, то нам бы удалось реализовать ряд самостоятельных выставочных экспозиционных проектов, связанных в первую очередь с национальными культурами. Учитывая современные музейные технологии передачи информации, мы уже сегодня могли приступить к реализации такого проекта. Сейчас мы работаем на тех площадях, которые у нас есть в наличии.

Мы создаём единые комплексы, которые все эти народы объединяют – это торговля, приготовление пищи, кофейня, музыкальные инструменты. Плюс к этому, у нас планируется ещё открытие расширенного показа нашей экспозиции ювелирных украшений «Крымский ларец», и будет отдельный зал по русской культуре. Впервые за 100 или 200 лет мы, совершенно на новом уровне представим традиционную русскую культуру в Крыму.

Мне приятно отметить, что благодаря поддержке Министерства культуры Республики Крым с 2019 года мы активно приступили к реализации реэкспозиции нашей основной экспозиции «Мозаика культур Крыма». В рамках выполнения государственного задания с 2015 года мы значительно расширили свои фондовые коллекции, как ювелирных украшений, так и традиционной одежды, её элементов, историко-бытовых вещей, предметов мебели.

– Скажите, если не секрет, всегда ли охотно люди расстаются с будущими экспонатами музея или нет?

Более 90% предметов бесплатно попадают к нам от жителей Крыма. Наши сотрудники хорошие психологи. Они убеждают людей, что будущие экспонаты лучше передать им для хранения и популяризации в государственном музее. В настоящий момент, значительную долю поступлений составляют раритетные предметы, приобретаемые за счёт средств республиканского бюджета.

Несколько лет назад мы объявили акцию «Подарок музею». Кто-то верил в неё, кто-то нет, но каждый год наша фондовая коллекция пополняется более чем на 300 предметов. Мы фиксируем всех дарителей, согласно требованиям законодательства.

 – Ваши пожелания читателям?

Хочется пожелать взаимоуважения и дружбы между людьми. По моему твёрдому убеждению, национальные культуры, это один из брендов Крыма, так как они составляют богатство и достояние нашей республики!

Беседовала
Маргарита Попандопуло

Добавить комментарий