«С возвращением на свою историческую Родину, начался новый этап моей жизни. К папе в гости приходило много соотечественников. И однажды мой приход к родителям совпал с визитом Айдера Эмирова с братом, Рустемом. Когда я подавала им кофе услышала, что наш гость – главный редактор газеты «Голос Крыма». Тогда я не удержалась и спросила, не нужны ли им сотрудники с филологическим образованием. Айдер Решатович пригласил меня прийти на следующий день к нему в редакцию, что я и сделала. Помню, как папа ругал меня за бестактность: «Люди пришли в гости, а ты сразу с просьбой!». Но мои усилия оказались не напрасными, меня приняли на работу корректором, а буквально через месяц я стала корреспондентом газеты «Голос Крыма», за что очень благодарна судьбе…». Так начался творческий путь известного крымского журналиста, писательницы – Лейли Алядиновой.

– Лейля Шамильевна, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей семье, откуда вы родом?

Родилась я в интеллигентной крымскотатарской семье, в столице Узбекистана, Ташкенте. Мой отец – Шамиль Алядин, был поэтом, прозаиком, общественным деятелем, заслуженным работником культуры и заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР. Мама – Фатьма Аметова – актриса довоенного Крымского Государственного музыкально-драматического театра, первый диктор вещания на крымскотатарском языке в Узбекистане. Я обожала своих родителей, они всегда были примером для меня. Послевоенное время, жизнь в депортации, мы жили очень бедно. Наша семья в числе эвакуированных во время войны жителей разных городов ютилась в одной из многочисленных маленьких комнатушек, выходивших в общий длинный коридор, где всегда было темно. Детьми мы играли там в прятки. Жизнь тогда была очень тяжёлой, денег катастрофически не хватало, но мама держалась стойко. Она была очень доброй, её все любили. Соседи по двору звали её Фатимочкой. Папу мы видели редко, он постоянно работал, а в свободное от работы время был занят творчеством.

Мама учила меня быть внимательной к окружающим меня людям, быть доброй, но и не позволять себя обижать. А папа привил любовь к литературе. Он говорил: «Если ты решила посвятить себя литературе, ни дня – без пера, чтобы не отвыкала рука».

Но я пишу по настроению, спонтанно. Иногда просто не могу себя заставить сесть за компьютер. А бывает вдруг садится муза-вдохновение на плечи и шепчет, и шепчет. А я пишу, пишу, пока не кончается запал. Естественно, потом много раз переделываю, дополняю. Процесс этот очень утомительный.

– Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими воспоминаниями из детства.

Когда, наконец, разрешили издавать произведения крымскотатарских писателей, на первый же гонорар папа повез маму, меня и мою младшую сестренку Нияр в Крым. Место, о котором так много говорили приходившие к папе соотечественники – известные довоенные писатели, артисты, художники, композиторы, бывшие члены крымского правительства.

И вот у папы в руках путевка в Дом творчества писателей, в Коктебеле. Это было официальное разрешение для посещения Родины. Три дня пути на поезде – и мы в Крыму, несколько часов автобусом – и мы в Коктебеле.

Совсем другой ландшафт – море, светящееся, как чешуя рыбы в ярких лучах солнца, крики чаек, гора Кара-Даг. А воздух! Такой пьянящий воздух только в Крыму! Конечно же, это было одно из самых ярких детских впечатлений.

 – Кем вы хотели стать в детстве?

Как это ни странно вспоминать сегодня, но думала я стать актрисой кино (улыбается). Видимо, пример мамы. Она же мечтала, чтобы я поступила в медицинский институт. Но с медициной не получилось. Я пришла сдавать документы, увидела огромную очередь, испугалась, развернулась и пошла в Ташкентский государственный университет на факультет филологии. Другого варианта просто не могло и быть. В этой области я чувствовала себя гораздо увереннее. Я поступила на филфак. Конечно, мама расстроилась. Но литература – это то, что сопутствовало мне всю жизнь, пример отца, множество книг, приобретаемых папой на последние деньги, встречи, беседы наших писателей.

– Лейля Шамильевна, вы являетесь автором нескольких книг. Расскажите, о чём они?

У меня три книги – «Тюркан – дочь великого кагана», «Кемане» (Скрипка) и «Тылсымлы къувет» (Сила в волшебстве). В основном это рассказы о нашей повседневной жизни, те темы, которые затронули лично меня.

Сейчас я собираю материал для следующей своей книги, много времени уделяю, как составитель, изданию папиных произведений, в чём мне активно помогает мой сын, всегда глубоко чтивший своего деда.

 – Читателям было бы очень интересно узнать о вашей личной жизни. Кем по профессии был ваш супруг? Как вы с ним познакомились? Это была любовь с первого взгляда?

В семье была настолько литературная атмосфера, что я и мужа выбрала себе из поэтов. Это был, можно сказать, эпистолярный роман. Мой будущий муж, татарский поэт Адхат Синогъыл, окончил Казанский университет, историко-филологический факультет. В Ташкент он прилетел для сбора материала к статье. Пришел в СП Узбекистана к папе, а папа привел его домой. Я забегаю в кабинет – там гость. Наверно, впечатлила его. Когда он уехал, стал писать мне письма. А спустя некоторое время сделал предложение руки и сердца.

 – Я знаю, что он посвятил вам одно из своих стихотворений. Вы были его источником вдохновенья? А кем он был для вас?

Да, одно из стихотворений он посвятил мне, так и написано – Лейле. «…Но я ведь Крыма вольный сын, поэтому плоды маслин мне видятся в твоих очах и пена моря на плечах…». Естественно, было приятно. Он был отличный поэт. Очень эмоциональный. А таких людей жизнь не щадит. Он рано ушел из жизни. Для меня он был примером преданности литературе, творчеству, служению своему народу, как и мой отец. Он долгое время работал в качестве журналиста-международника, имел большой журналистский опыт, многому научил и меня.

– Сколько у вас детей? Внуков?

У меня один сын. Муж назвал его в честь знаменитого персидского поэта Хагани Ширвани. Он моя гордость. Он моя поддержка и мой единомышленник. Закончил два университета – факультеты экономики КИПУ и романо-германский ТНУ им. В.И. Вернадского, а также Госакадемию при Президенте Украины. Подозреваю, что учеба для него была развлечением. У меня прекрасная невестка – Эльмира, по профессии юрист. И я бита (бабушка) двух самых чудесных внуков. Старший – Эмин, очень увлекается музыкой, начал овладевать искусством ди-джея, а младший – Кемал интересуется робототехникой, дронами.

 – Как вы считаете, успех – это везение или работа над собой?

Есть везунчики по жизни. Им как-то удается всегда оказаться в нужное время, в нужном месте. В какой-то мере да, успех это – везение, но это и титанический труд.

–  Случалось ли вам когда-нибудь делать то, что противоречит вашим принципам?

Стараюсь этого не допускать. По натуре я борец за справедливость. Я очень эмоциональный, вспыльчивый человек. Частенько, если мне что-то не нравится, возмущает, какая-то несправедливость, некорректность, моментально реагирую. Мой темперамент не позволяет мне нарушить свои принципы (улыбается).

 – Хотели бы вы изменить прошлое, если бы могли?

Иногда, мысленно оглядываясь назад, я думаю, чтобы я могла или хотела изменить? Но, вроде, все нормально. Только надо было все делать значительно быстрее. Но, очень надеюсь, что время еще есть сделать больше.

– О воплощении какого желания вы бы попросили золотую рыбку, если бы поймали её?

Я бы попросила прощения у своих родителей и у мужа, за то, что, как мне кажется, я очень мало уделяла им времени, нужно было быть более внимательной.

 – Можно ли с уверенностью сказать, что вы – счастливый человек?

Да. Я имею все, чего хотела иметь. У меня есть все для нормальной и активной жизни. Со мной всегда рядом моя младшая сестра Нияр, я поддерживаю постоянный контакт со старшей сестрой Дилярой, живущей в Грузии, у меня прекрасный сын, уважающая меня невестка и два замечательных очаровательных внука. Мы с детства приучены к порядку, дисциплине. Мы жили скромно, но богато интеллектуально. Я делаю любимую работу. Мои книги выходят в свет. Я путешествую, мои новые впечатления – это багаж для будущих книг. Я продолжаю любимую работу, известна, как журналист.

 – И последний вопрос, если бы вы имели возможность встретиться с собой маленькой, что бы вы себе сказали?

Вопрос, конечно, интересный (улыбается). С высоты своего возраста я сказала бы маленькой девочке: «Цени каждое мгновение жизни, оно бесценно!».

Подготовила

Эльмас Сариева

Добавить комментарий