Тарелки, кувшины, пиалы, светильники – это всё шедевры из глины, уникальная посуда с крымскотатарским орнаментом, частичка солнечного Крыма, богатейшая культура крымских татар в работах талантливого керамиста Эдема Ганиева.

Имя мастера из Старого Крыма известно каждому, кто интересуется декоративно-прикладным и традиционным искусством крымских татар и просто ценит по-настоящему красивые изделия из керамики. Сегодня Эдем Салимович гость нашей рубрики. Он рассказал нашим читателям о тонкостях гончарного мастерства, и раскрыл нам свой секрет успеха.

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда вы родом?

Я родился в 1975 году в Узбекской СССР Ташкентской области, в посёлке Ташморе. В 1992 году наша семья переехала в Крым. Здесь я окончил школу, поступил в кулинарное училище. После его окончания, поступил в юридический техникум Харьковской юридической академии, но после одного дня занятий, понял, что эта специальность не для меня и через какой-то промежуток времени, я увлёкся творчеством.

– А как вы пришли к осознанию, что хотите заниматься именно керамикой?

Изначально, я увлёкся деревом, вырезал из него столики, они были очень интересными. Но, к сожалению, мне пришлось отказаться от этого ремесла, так как из-за древесной пыли у меня началась аллергия. На тот момент, у нас в Старом Крыму, где я тогда жил, и живу посей день, функционировал керамический цех, в котором работали два очень талантливых мастера. Они занимались лепкой из глины. Случилось так, что каким-то образом, видно это была судьба, я с ними познакомился, и они предложили мне попробовать себя в этом деле. Помню, первую свою работу из глины – керамическую аромалампу, в виде маленького домика, которую я выполнил у них в мастерской. Увидев её, мастера пригласили меня к себе на работу, но по определённым причинам, мне пришлось отказаться. Спустя некоторое время, я опять к ним пришёл и попросился на работу. Они мне отказали, объяснив это тем, что уезжают из Старого Крыма, и не хотят оставлять здесь мастеров после себя. Тогда я, конечно, расстроился, но сейчас понимаю, что это был решающий момент для меня. Если бы они меня взяли к себе на работу, то, скорее всего я бы не достиг всего того, что сейчас имею.

– Почему вы так считаете?

Потому что, после этого случая я решил организовать мастерскую у себя дома. Стал изучать керамику, перерыл абсолютно все близлежащие библиотеки в поисках хоть какой-то информации, которую впоследствии, пытался применить в своей работе. Так получилось, что всю основу керамики я изучил самостоятельно. Считаю это очень большим плюсом, так как по-другому, мне бы не удалось настолько глубоко познать это мастерство.

 – А что вас больше всего привлекает в работе с глиной?

То, что эта работа мне по душе (улыбается). Она настолько мне близка, что это и работой назвать сложно. Мало того, что мне это нравится, от результатов этой работы в восторге еще и окружающие меня люди.

– Сколько времени уходит на создание одной чашки или тарелки?

Для того, чтобы из куска глины получилось какое-то произведение, неважно чашка это будет или тарелка, необходимо пройти как минимум пять-шесть этапов.

В первую очередь необходимо пойти и накопать глины, очистить её от песка, а это очень долгий процесс. Глину нужно довести до жидкого состояния и процедить через очень мелкое сито. После этого, полученную жидкость нужно высушить на солнце до состояния пластилина. Только после этого мы уже можем приступать к изготовлению какого-либо изделия. Берём полученный кусок глины и на гончарном круге выкручиваем блюдо, подсушиваем его. И только после того, как оно слегка подсохло, приступаем к его обработке – придаём ему нужную форму. Этот процесс называется проточка. Затем, с помощью острого металлического карандаша процарапываем рисунок будущего орнамента, после чего изделие необходимо обжечь. После первого обжига, который длится около суток, изделие нужно остудить. И только после этого наносится орнамент – это очень кропотливая и ответственная работа. Далее, опять отправляем блюдо на обжиг, который длится достаточно долго, но после него изделие приобретает очень красивый и яркий цвет.

– А какой из этих этапов является самым важным?

Сказать какой из этих этапов является важным или главным невозможно. Если не будет соблюдена нужная технология на том или ином этапе, то получится бракованное изделие. Поэтому к каждому действию мы подходим очень серьёзно и досконально.

-Вы делаете продукцию под заказ? Расскажите, с какими наиболее необычными заказами вам приходилось работать?

Да, мы делаем работы под заказ. Одним из интереснейших заказов было изготовление панно. Помню, это был самый страшный момент в моей работе, так как до этого, я панно никогда не делал. Но я собрался и справился с этой задачей. Заказчик остался доволен. Следом поступил ещё один заказ, но уже на десять панно! Несмотря на то, что у меня уже был опыт в этой работе, мне было намного страшнее, чем в первый раз, так как эти изделия были очень больших размеров! Мы тогда работали и днём и ночью, в течение трёх месяцев, но с заказом справились. Я получил огромное удовольствие от результата своей работы и заказчику результат понравился. А если говорить о необычных заказах, меня как-то попросили сделать кактус (улыбается). Честно говоря, я не люблю работать под заказ, я люблю делать то, что я хочу, что мне нравится.

– Бывает ли у вас такое, что работа не идёт? Творческий кризис?

Бывает, как и у каждого человека, наверное. Помню, еще в самом начале моего творческого пути, я решил сделать чайник, но он у меня никак не получался. Тогда я сильно понервничал, и от всей силы ударил его об пол. Походил где-то полчаса, остыл, поднял этот смятый чайник и сделал его. Он получился таким красивым, что его купили сразу же, как только я его выставил на продажу. Самое главное – не сдаваться! Если вчера не получилось, сегодня не получается, то завтра – обязательно получится! Нужно стараться доводить начатое дело до конца, тогда результат не заставит себя ждать.

– А бывало такое, что подумывали бросить гончарное дело?

Ни разу в жизни об этом не думал. Как я могу бросить то, что мне нравится?! Даже мысли подобной не было. Я гончарному делу обучаю своих детей, они сейчас учатся рисовать. Очень надеюсь, что в будущем, мои дочки пойдут по моим стопам.

– Есть ли у вас кумиры в вашей деятельности, чьи работы вас вдохновляют?

Кумиров нет, но есть люди, на чьи работы я смотрю и вдохновляюсь. Это Рустем Скибин – мастер, которого я уважаю, который в своё время очень мне помог в гончарном деле. Это Абдуль агъа – крымский гончар, работы которого просто поражают своим художественным мастерством. Когда я смотрю на его работы, то получаю эстетическое и моральное удовольствие от того, что просто их вижу, от уровня этого мастера, от широты его фантазии. Абдуль агъа мастер, на которого я равняюсь.

– А какая посуда у вас дома?

Как говорится, я сапожник без сапог (улыбается). Из моих работ в доме, только один чайник, и то, только потому, что он бракованный (смеётся).

– Сформируйте свой секрет успеха?

Мой секрет успеха прост. Я верю во Всевышнего, и надеюсь на него во всех своих делах и начинаниях. Я во всём полагаюсь на своего Творца. Каждый свой день и каждую свою работу, я начинаю с именем Аллаха на устах.

– Какие у вас планы на будущее?

Это очень серьёзный вопрос, так как, как правило, планов у человека много. Хотелось бы, конечно, открыть мастерскую для детей, чтобы каждый ребенок, мог обучаться гончарному ремеслу. Я уже работаю в этом направлении и надеюсь, что в ближайшее время, с помощью Аллаха, я это дело смогу осуществить. Очень много талантливых детей, которые приезжают ко мне в мастерскую, приезжают целыми классами из разных школ близлежащий районов. Они садятся за гончарный круг, и получают от этого столько удовольствия, что передать словами сложно. Я вижу огонёк в глазах детей и понимаю, что это им очень нравится. Возможно, что в будущем, кто-то из них захочет связать свою жизнь с этим видом искусства и станет выдающимся мастером керамики.

Подготовила Эльмас Сариева

 

Добавить комментарий