Театр представляет собой единство сложных и разнообразных процессов и явлений. Его создают не только драматургия и игра актёров, но и декорации, звуковое оформление, театральная техника, художественное оформление зрительного зала, фойе, здания и, конечно, театральный свет, который в театре называют «главным волшебником». Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого. О сложности профессии и магии света мы поговорили с художником по свету Государственного академического музыкального театра Максимом Черниковым.
– Максим, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей профессии.
Мне 23 года. С 18 лет работаю в театре, в должности художника по свету. Не могу сказать, что им я стал сразу же после подписания контракта с театром. Мне потребовался год, чтобы понять, как работает эта система. Будучи ребенком, я часто бывал в театре, но никогда не обращал внимания на свет, поэтому, придя сюда в качестве работника, я все ещё был уверен, что «Софит» – это световой прибор, я даже не подозревал, что на самом деле – это 2-х тонная металлическая конструкция (улыбается).
– Расскажите, как делается свет? Какова степень вашей творческой свободы?
Не существует определенных инструкций для создания каких-либо световых решений. Все идеи генерируются немалым количеством людей на протяжении всего постановочного процесса. Самое сложное – это когда появляются декорации, реквизит и костюмы, так как в этот момент проявляется общая картина и начинается прямая работа режиссера с художником по свету без посредников. Творческая свобода – это про большинство художников. Но в театре нельзя просто взять и сделать так, как нравится тебе. Все согласовывается с режиссёром, учитываются его пожелания.
– Что больше всего вам нравится в вашей работе? А что расстраивает?
Я люблю свою профессию и в театре, и вне театра. Мне нравится вести спектакли и работать приглашённым специалистом с разными артистами и звёздами. Считаю свою профессию одной из самых необычных и интересных. Но у неё, как и в любой сфере есть свои минусы. К примеру, многие работодатели в силу сложности нашей профессии, не способны отличить профессионала от абсолютного дилетанта. Очень часто бывает, что хороших специалистов не ценят. Последствия такого отношения бывают разные – от срыва мероприятий до развала предприятия. В этом плане мне с руководством повезло. Там где я работаю, ценят специалистов.
– Сколько времени уходит на работу по свету перед спектаклем?
Постановка света занимает всегда разное количество времени. В 2016 году я был на курсах в Москве, общался с техническим директором Роберта Уилсона (он один из самых известных Американских театральных режиссеров). Так вот, у них постановка занимает от 5 месяцев до 2-х лет, это очень долго, но, если кто-нибудь видел спектакли Роберта, смогут понять, для чего им требуется 2 года. В нашем театре, скорее, от недели до 2-х месяцев.
– Какое количество прожекторов, световых приборов обычно задействовано в спектакле?
К счастью, Музыкальный театр – самый технически-развитый в Крыму. У нас используется порядка 100 световых приборов, проекторы, светодиодный экран.
– А как создается цветной свет?
Цветной свет – понятие достаточно примитивное. Касательно приборов – мы используем приборы с RGB и CMY системами смешивания, что позволяет нам воспроизвести любой цвет, который нам нужен.
– Художник по свету не только создает световую партитуру, но и руководит процессом на протяжении всего спектакля. Приходится ли импровизировать во время действия?
Импровизация – моё второе имя! Каждый третий концерт я работаю в режиме баскинга, всё вживую, без каких-либо подготовок, только мои уши, руки, опыт, и световой пульт. К счастью, у меня очень хорошее чувство ритма, оно меня очень выручает. Во время спектаклей такое бывает достаточно редко, потому что все отрепетировано, записано, и отлажено. Бывают конечно разные ситуации, к примеру, может перегореть лампа в приборе, который должен подсвечивать артиста в полной темноте и у меня есть пару секунд, чтобы направить туда другой прибор с теми же параметрами. Благо, 21 век на дворе, приборы управляются удаленно, со световой консоли.
– Был ли в вашей практике какой-то экстренный или забавный случай? Расскажите о нем.
Это было 1 декабря 2015 году. Шёл спектакль, как раз вовремя блекаутов отключили свет, тогда весь зал светил телефонами на сцену и всячески пытался поддержать артистов.
– Как вы считаете, какие качества необходимы в профессии художника по свету?
Прежде всего он должен быть стрессоустойчивым и коммуникабельным. Эта профессия предполагает бессонные ночи, частые переезды, перелёты, туры, гастроли и отсутствие свободного времени. Надо быть готовым к этому.
– Любите ли вы свою работу? Почему?
Цель моей работы – заставить людей ощутить эйфорию от концерта или спектакля путём раздражения 4 из 5 органов чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. На слух воздействует музыка. Свет и видео раздражают органы зрения. Звуковое давление заставляет чувствовать вибрацию от сабвуферов. Обоняние позволяет запомнить запах от пиротехники на концертах. Например, в театре, над всем этим работает целый отдел. За все это я и люблю свою работу.
– Какой совет вы можете дать начинающим художникам по свету?
Постоянно развивайтесь! В этой сфере ни в коем случае нельзя останавливаться, можно очень многое упустить. Изучайте технологии, смотрите как работают профессионалы по всему миру. Главное – не слушайте беззубую критику, берите во внимание только конструктивные факты от компетентных людей и у вас все получится!
Подготовила Эльмас Сариева