В детстве у меня была мечта, я очень хотела научиться играть на скрипке, но так как бабушка подарила нам пианино, родители решили записать меня на класс фортепиано. Таким образом, я стала учиться сразу в двух школах – общеобразовательной и музыкальной. Скажу честно, особого музыкального слуха у меня никогда не было, но я всегда была старательной ученицей. Если быть еще честнее, я бы, наверное, бросила музыкальную школу, если бы не мои родители, которые гордились тем, что их дочь занимается музыкой и мой преподаватель класса фортепиано Елена Стрекалина. Настоящий профессионал своего дела, она способна не только разглядеть и раскрыть в своем ученике его творческие задатки, но и привить любовь к музыке. Сегодня, Елена Маратовна, является заместителем директора Куйбышевской детской музыкальной школы Бахчисарайского района. Почему она выбрала именно эту профессию? Что для нее является самым сложным в работе с детьми? Как занятия музыкой влияют на ребенка? На эти и другие вопросы мы попросили ответить этого талантливого педагога.
– Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей профессии?
Родом я из Омска. Играть на фортепиано начала рано, еще в детском саду. Обладая абсолютным музыкальным слухом, я могла сыграть любую детскую песню, иногда даже «заменяла» музработника на потеху воспитателям (улыбается). Вопрос выбора профессии для меня практически не стоял. Родители отдали меня в лучшую и старейшую в городе Омске музыкальную школу. Меня, как музыканта воспитывали прекрасные педагоги на всех этапах моей учёбы – в Омской музыкальной школе №1, музыкальном училище им. Шебалина и Уральской государственной консерватории. Такое вот «трехэтажное» у меня получилось образование, длиной в 17 лет.
– Почему вы выбрали именно эту специальность? Чем она привлекает?
Музыканты – это люди, у которых нет альтернативы в выборе профессии – так сильна любовь к музыкальному искусству. Музыкантами не становятся, ими рождаются. Помню, когда меня родители отправляли в пионерский лагерь летом – я страдала без своего инструмента, потому что меня распирало от желания играть и играть. Откровенно говоря, я не готовила себя к преподавательской деятельности, так как больше любила исполнительскую практику. Но судьба распорядилась так, что я переехала в Крым более 30 лет назад и пришла работать в местную музыкальную школу. Весь свой педагогический опыт я обретала уже здесь, в Крыму. Моя работа очень интересна. Меня окружает мир прекрасных звуков, космос и безграничное пространство музыкальных произведений, написанных гениальными композиторами. Я живу в этом мире и с удовольствием делюсь своими знаниями и любовью к музыке со своими учениками.
– Что самое сложное в работе с детьми?
В моём детстве занятие любым творчеством считалось очень увлекательным, престижным. Мы много читали, рисовали, пели, играли, просто гуляли. Ребёнок, занимавшийся в музыкальной, танцевальной или художественной школе выделялся, к нему было особое, бережное отношение общества. Сейчас музыкальное и любое другое дополнительное образование держит оборону перед наступлением цифровых технологий. И, всё-таки, заметна смена приоритетов: языки, спорт, танцы, если музыка – то чаще вокал, гитара. Увы, детям проще воспринимать уже готовую для них информацию через компьютер, мессенджеры, катастрофически быстро формируется клиповое мышление, отбивающее у детей способность мыслить логически и абстрактно – основное, что нас отличает от приматов. Поэтому очень правы те родители, которые дают детям дополнительное образование, и, главное, стараются контролировать процесс обучения, вникают в их дела, гордятся успехами в творчестве.
– Сколько у вас воспитанников? Какие у них успехи?
У меня сейчас обучается не так много детей, как хотелось бы – восемь замечательных ребят (моя должность руководителя, увы, имеет ограничения в педагогической нагрузке). Успехи у моих воспитанников разные. Есть и лауреаты конкурсов и фестивалей республиканских и международных уровней. Есть и поступившие в музыкальные училища. Но успешной мою работу можно считать тогда, когда мне удаётся раскрыть в ученике его творческие задатки, развить любовь к музыкальному искусству. Мне известно, что многие мои выпускники, уже став взрослыми людьми, обретя «немузыкальные» профессии, продолжают музицировать в своё удовольствие, слушать классику, ходить на концерты.
– Поступить в музыкальную школу может каждый ребенок, но заканчивают ее не все. Какими качествами должен обладать будущий музыкант?
Музыкальная школа – это не специальное профессиональное учебное заведение. Поэтому, мы не ставим цель воспитания именно музыканта-профессионала. Задачи музыкальной школы общее эстетическое воспитание и владение музыкальным инструментом на любительском уровне. Лучших своих учеников мы готовим к продолжению образования уже в специализированных учебных заведениях искусства. Вот именно такие учащиеся должны иметь, помимо природных музыкальных данных, необходимых в нашей профессии, огромное трудолюбие, интеллект, музыкальную эрудицию, высокий культурный уровень сознания, и, конечно, любовь к музыке, как первичное, мотивирующее условие становления музыканта.
– Расскажите, пожалуйста, как занятия музыкой влияют на ребенка?
Про влияние музыки на мозговую и духовную деятельность человека есть много статей нейрофизиологов, нейропсихологов, музыкальных просветителей. Можно вспомнить великих учёных, писателей и известных политиков, увлекавшихся музыкой – Эйнштейн играл на скрипке, Кондолиза Райс и Агата Кристи – на фортепиано, Билл Клинтон – на саксофоне, Митрополит Илларион Алфеев сочиняет духовную музыку, великие русские писатели, например, Михаил Лермонтов и Борис Пастернак, владели фортепиано, даже Президент России Владимир Путин, как оказалось, играет на рояле. От себя ещё добавлю, музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить.
– Можете поделиться каким-то забавным случаем, эпизодом из вашей практики? Наверняка их было много.
В моём классе уже давно существует традиция проводить в конце каждого семестра родительские собрания с концертами. Мы придумываем разные сценки, разучиваем песни, дети исполняют пьесы из своего репертуара. Но больше всего они, конечно, ожидают неформальной части наших встреч – сладкого стола. Как-то одна из учениц, уходя, спросила: «Елена Маратовна! Напомните мне, во сколько будет сладкий стол с концертом?» (улыбается). Самое смешное, когда дети коверкают произношение музыкальных терминов, которые они иногда с трудом запоминают – сонатина (сатанина), аллегретто (винигретто), ариозо (морозо), Сергей Есенин – в контексте изучения оратории на его стихи (Есень Сергеев).
– Что считается самым главным в преподавании? Какую функцию выполняют уроки музыки в современной школе?
Выше я уже говорила о влиянии музыки на развитие, воспитание ученика, как личности. В Японии и многих авторских европейских общеобразовательных школах, например, Вальдорфской школе, обучение детей музыке входит в обязательную систему образования, начиная с 1 класса. Конечно, мне приятно, когда мои выпускники идут по моим стопам и выбирают профессиональное музыкальное образование. Но профессиональным музыкантом может стать не каждый. А вот воспитание любителя музыки, ценителя музыки, разносторонне образованного и интересного человека, живущего в гармонии с собой и окружающим миром – это одна из основных задач нашей традиционной, сложившейся веками музыкальной системы.
– Каковы ваши личные музыкальные предпочтения? Есть ли любимые композиторы, произведения?
Мне легче назвать музыку или то, что называется музыкой, которую я не слушаю. Это звуки, несущие бессмысленность, деструктив, примитивность и агрессию. Такого, к сожалению, очень много в современных молодёжных течениях. Задача музыкальных педагогов, прививать вкус к восприятию хорошей музыки, и неприятию околомузыкального шлака. Я слушаю очень много музыки. Люблю оперную, фортепианную, инструментальную классику, регулярно стараюсь посещать концерты, проводимые у нас в Крыму. Прошлым летом я ездила в Санкт-Петербург и посетила там все три сцены Мариинского театра, Михайловский театр и театр «Зазеркалье», филармонию и импровизированную сцену Эрмитажа и Главного штаба, где слушала знаменитых пианистов, вокалистов, симфонические оркестры и оперные спектакли. Композиторов люблю, конечно, всех, но особенно с удовольствием слушаю Моцарта, Рахманинова, Баха, Метнера, Малера, Чайковского, Шумана, Верди, Пуччини, Римского-Корсакова и многих других композиторов, писавших симфонии, оперы, произведения для голоса, фортепиано, скрипки, духовых инструментов. С удовольствием слушаю народную аутентичную музыку разных народов.
– Что для вас самое ценное в работе с учениками?
Добрая память, благодарность и любовь родителей и учеников, возможность реализовать свои знания и умения. Видеть плоды труда в своих учениках. Одна моя выпускница – ныне экономист, как-то пришла в нашу школу через много лет на 1 сентября, и, преподнося мне букет цветов, сказала: «Спасибо вам, вы – лучший педагог!». Вот такое признание дороже званий, медалей и грамот.
– Какой совет дадите маленьким музыкантам и их родителям?
Оставляйте как можно меньше свободного времени своим детям, доверяйте и помогайте им, любите, защищайте, обязательно учите музыке! Детям бы посоветовала не выпадать из системы, заниматься регулярно, пусть и понемногу, не отчаиваться, если что-то не получается. Главное – это терпение, труд и желание идти к намеченной цели. Только тогда можно научиться владению инструментом и музыка не будет казаться слишком сложной.
Подготовила Эльмас Сариева