Знакомьтесь: наш собеседник – заместитель председателя РНКА немцев Крыма, заместитель директора по общим вопросам Дома дружбы народов, заслуженный журналист РК Алексей Нусбаум.

Он родился в Севастополе, в 1960 году. С 1978 по 1989 проходил военную службу в Военно-морском флоте СССР. В 1985 году окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище по специальности «инженермеханик». После увольнения в запас в 1989 году работал в различных коммерческих структурах на руководящих должностях.

С 1994 года принимал активное участие в организации работы газеты «Hoffnung» (Надежда) Республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт».

С 2008 по 2014 год был главным редактором редакции «Содружество» ГТРК «Крым». Несмотря на все жизненные перипетии, он всегда остаётся оптимистом.

– Алексей Константинович, расскажите о себе.

До трёх лет я жил в Польше, потом в Балтийске, и под Таллином. Детство моё прошло с фамилией Нусбаум, которая в тех местах не была чем-то исключительным, ну и конечно, всегда рядом море, морские традиции – это было основное. Все переезды были связаны со службой отца. И уже оттуда в 1968 году мы приехали в Симферополь. Затем я поступил на военную службу сначала в Киеве, – потом Чёрное и Средиземное моря, затем – училище, – походы вокруг Европы, в Чёрном море.

– Какие традиции были в вашей семье? Рассказывали ли вам родители о вашем немецком происхождении?

Ни о какой немецкости в то время и речи не было. Советские традиции много чего заглушали. Интересоваться я, конечно, интересовался и спрашивал у бабушки, пока она была жива, но в ответ только слезы, толком никогда ничего не говорила. К сожалению, уже нет и отца – в результате несчастного случая в 1977- ом году. Я тогда только школу закончил, в училище поступал.

Отец был 1935 года рождения, в возрасте шести лет пережил депортацию. Вспоминал о том, что многие страдали от голода и ходили с большими животами, ели лебеду. Голод был страшный.

Вывезли из Крыма, бросили в Казахстане. На примере других семей мы знаем, что до 60 процентов советских немцев не вернулось из мест спецпоселений. Наш народ понёс колоссальный ущерб.

У нас принято было всей семьёй завтракать, обедать и ужинать, особенно субботние завтраки были традицией. Как отец говорил – картошка в мундирах и килька солёная – королевский завтрак. Вот была такая красота. Вечера проводили всей семьёй. Особенно интересно было перед праздниками, Новым годом, когда клеили для ёлки цепочки, оборачивали в фольгу орехи, сами делали украшения. Игрушки у нас тоже были, очень хорошие, потому что в раннем детстве жили на границе с Германией, так как отец успел и там послужить. Оттуда он привёз целый ящик ёлочных игрушек. Их немножечко осталось и до сих пор. Они красивые и до сих пор выглядят очень нарядно и стильно. Я, правда, в детстве как-то потянул на себя ёлку, и половина игрушек разбилась.

– Когда вы первый раз пришли в немецкую общину, познакомились со своими соотечественниками, живущими в Крыму?

Знакомая пригласила. Это было в 1993 году. На первом собрании, как рассказывал Владимир Ренпенинг, со всего полуострова собрали всего 30 человек. А потом пошло «сарафанное» радио, и нас тогда собиралось уже достаточно много. Количество людей доходило до сотен. По переписи насчитывалось две с половиной тысячи человек. С 1994 года у нас проводились грандиозные фестивали.

На тот момент в Крыму действовало 22 региональных национальных немецких обществ. У нас была традиция каждое следующее заседание совета, а я входил в его состав и редколлегию, проводить в одном из них. В итоге мы знали немцев изо всех уголков Крыма. Первым председателем был Шауфлер Гуго Вильгельмович, а в 1993-м избрали Владимира Карловича Ренпенинга. Тогда был расцвет немецкого общества. Финансировалась газета, у нас был небольшой типографский комплекс, на котором сами её печатали.

В 1993 – 1994-х годах на ГТРК «Крым» выходит программа «Хоффнунг». Мне довелось и её вести, и возглавлять редакцию в течение восьми лет.

Старались достаточно тесно работать с обществами, выступали одной такой миротворческой силой. Радиовещанием занималась Валентина Викторовна Комиссарова.

С обществом, куда мы только тогда не ездили. И в правительство Украины, и в межправительственную комиссию Германия-Украина входили. В те годы в Германию уехало много людей.

– В настоящее время представители крымских немцев продолжаю возвращаться в Крым?

Возвращаются. Примечательно, что это возрастная группа людей, от 30 до 40 лет, которые ещё что-то хотят сделать. Мы собирались перед пандемией провести празднование 30-летия нашего общества и уже обсудили новую программу, которой у нас не было никогда ни в уставе, ни в деятельности. Это помощь нашим мигрантам, их обустройство. Есть актив, но сейчас все наши встречи и мероприятия ограничены из-за пандемии COVID-19.

Я думаю, мы к этому вернёмся. Люди к нам приходят, растёт количество записей, которые этой программой интересуются. Можно в связи с этим уже говорить о возрождении, может быть, не в количественном отношении, а самом духе движения.

Ранее основная часть активных участников – лидеров, бизнесменов, творческой интеллигенции, уехала в Германию. Старые руководители, к сожалению, ушли из жизни. А вот эта новая волна, позволит нам приподняться и расшевелиться, а то, честно говоря, в последнее время перспективы были очень слабые. Всего несколько человек, которые на себе всё это держат. А вот сейчас мы думаем, что у нас получится!

– Что вы планируете провести к 30-летию создания общества?

И на май, и на сентябрь планировали. Что получится – загадывать уже трудно. Мы заготовили нашим заслуженным участникам автономии награды и поощрения. Будем смотреть по ситуации. Думаю, всё у нас получится!

– Ваши пожелания крымчанам, и всем, кто интересуется немецкой культурой?

Я бы хотел пожелать всем ею интересоваться, потому что половина центра города Симферополя построена немцами. Современная архитектура, градоустройство были заложены немцами в первой половине, и середине XIX века. Керчь была непонятно какой. Её сделал первый губернатор, полковник Иван Иванович (Иоганн-Якоб) фон Ден. Он засыпал ямы, лужи, выровнял дороги, и она преобразилась. Там порт. Керчь – крупнейшая морская крепость в Европе. Да и вообще с историей нашего полуострова связано много известных немецких фамилий. С Севастополем, к примеру, инженер – генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена.

Нам необходимо беречь каждый дом, каждое здание, которое представляет историческую ценность. Центр города Симферополя – исторический. Здесь было много великих людей – Пушкин, Батюшков. Император Николай II любил Крым и Симферополь. Информации об этом, к сожалению, очень мало. Наша задача – предоставить её, подсказать, что в таком-то доме было то-то, что здесь жили те-то люди, по этим улицам ходили, строили и т. д. Я уверяю вас: национальное разнообразие поразит всех.

Беседовала

Маргарита Попандопуло

Добавить комментарий