1944 год вошёл в историю, как год «Десяти Сталинских ударов», третий из которых — Крымская наступательная операция. Амет-Хан принимает в ней самое активное участие. Не многим довелось участвовать в освобождении родных мест. К сожалению, горькому сожалению, радость освобождения омрачилась несправедливой, чудовищной по циничности депортацией крымских татар. Так получилось, что в этот трагический день 18 мая 1944 года Амет-Хан стал невольным свидетелем и едва ли не участником этих событий, так как с разрешения командира полка приехал в Алупку проведать родителей.
1944 год оказался переломным в судьбе крымскотатарского народа и его лучших представителей рядовых, сержантов, офицеров, сражавшихся на всех без исключения фронтах. После мая 1944 все офицеры политработники от замполита полка и выше в абсолютном большинстве переводились в резерв. Полностью был приостановлен карьерный рост крымскотатарских командиров: кто был комбатом — не станет командиром полка, а командиры полков — командирами дивизий.
В корне меняется наградная политика в отношении крымских татар. Если в 1943 году высшие награды страны вручались крымским татарам 37 раз, то в 1944 только 20, в то время как в целом по РККА число подобных награждений возросло вдвое.
В этот год Амет-Хан сбивает 4 самолета, все до мая 1944 года.
Высокие правительственные награды в авиации получили:
Орден Красного Знамени — Решидов Абраим;
Орден Александра Невского — Амет-Хан Султан, Решидов Абдраим, Сулиманов Рефиджан.
1945 год
В небе полное господство советской авиации, которая уже не только не уступает по качеству самолётам противника, но в чём-то и превосходит. За последние 5 месяцев войны Амет-Хан сбивает ещё 6 самолетов и его официальный послужной список составлял 30 сбитых лично и 19 в групповых боях.
Весной 1945 года Амет-Хан был назначен на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.
Когда шли бои на подступах к Берлину, гвардии майор Амет-Хан Султан был вторично представлен к званию Героя Советского Союза.
Это был один из дней завершающих боёв за Берлин, когда Амет-Хан совершил 603-й с начала войны боевой вылет. Перед ним была поставлена задача: блокировать взлётно-посадочную полосу парка Тиргартен. Во время полёта над аэродромом Темпельхоф Амет-Хан обнаружил ниже себя два «Фокке-Вульфа», которые пытались штурмовать боевые порядки нашей дальнобойной артиллерии, обстреливавшей здание Рейхстага. Он немедленно атаковал ведущий вражеский самолёт. Второй очередью ему удалось сбить «Фоккер». Самолёт упал в центре Темпельховского аэропорта. Фашистский лётчик, выбросившись с парашютом, приземлился в районе огневых позиций нашей батареи и был взят в плен артиллеристами.
Сбив врага, Амет-Хан сел на центральный берлинский аэродром в тот момент, когда ещё вокруг шла стрельба.
«Захожу на посадку и ещё не уверен, — вспоминал Амет-Хан, — наши или немцы хозяйничают на аэродроме. Сел, но мотор на всякий случай не выключил.. Смотрю, к самолёту бегут наши пехотинцы. Первый, едва подбежав к самолёту, радостно закричал: «Наш, наш!». Не успел я оглянуться, как оказался в объятиях бойцов, со слезами радости целовавших красные звёзды на моём самолёте. Такое не забывается…»
Победный год ознаменовался небывалыми по числу и качеству награждениями. Впрочем, крымских татар из числа танкистов, артиллеристов, пехотинцев это уже не касалось. В авиации ситуация была несколько иная. Во-первых, существовали официальные нормативы, дающие право на представление к званию Героя Советского Союза. В истребительной авиации — 12 сбитых самолётов, в штурмовой и бомбардировочной — 100 и более боевых вылетов.
Вероятно, существенную роль играло и то, что Командующие Воздушными Армиями, а их к концу войны было 18 — сами боевые лётчики, которые знали подлинную цену и сбитым самолётам, и боевым вылетам, и потому оценивали каждого человека конкретно. Вот почему в 1945 году Амет-Хан был награжден второй Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, а Решидов Абдраим — за 167 боевых вылетов Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Общая картина награждения авиаторов была такова:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза — Амет-Хан Султан, Решидов Абдраим;
Орден Ленина — Амет-Хан Султан, Решидов Абдраим;
Орден Красного Знамени — Абибулаев Раиф, Амет-Хан Султан, Гемиджи Амет, Каладжиев Мустафа, Решидов Абдраим, Сулиманов Рефиджан.
В этой публикации мы упустили почти сотню имён лётчиков, штурманов, воздушных стрелков из числа крымских татар, но мы помним о них и, наверняка, ещё вернёмся к этой теме.
Владимир Поляков,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник НИИ
крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов
Крыма.
Материалы предоставлены
Валерием Басыровым