Фатьма Аметова

Фатьма Аметова – актриса довоенного Крымского Государственного музыкально-драматического театра. Первый диктор вещания на крымскотатарском языке в Узбекистане, в период высылки из Крыма. В этом году 20 июня ей исполнилось бы 100 лет.

Фатьма Аметова родилась в д. Корбек-Куль, в райском уголке Крыма, в многодетной семье. Но с ранних лет воспитывалась в приемной семье, у родственников, живших в г. Симферополе. Семья была достаточно состоятельная, приемный отец владел транспортными средствами того времени – фаэтоны, ландо. После окончания средней школы девушка наперекор желанию родителей, мечтавших, чтобы она стала врачом, поступает на актерское отделение театрального музыкального техникума в г.Симферополе. Театр увлекал девушку со школьных лет. Она не пропускала ни одного нового спектакля. Имея прекрасные внешние данные и обладая приятным голосом, она не сомневалась в своем перспективном артистическом будущем. И действительно, еще будучи студенткой, она принимает участие в «массовках», пробует себя в роли Сусанны в пьесе «Намус» (Честь). Когда не было занятий, студенты смотрели спектакли – русские и крымскотатарские, иногда принимали участие в массовках. Спектакли чередовались –один день шел крымскотатарский, другой – русский. С одинаковым интересом они наблюдали за игрой артистов, среди которых были всем известные мастера: знаменитые Царев, Названов, Перегонец и ее муж Данкевич и др. И эти корифеи театра здоровались с ними, молоденькими артистками, в коридорах театра, непременно снимали шляпы, смущая девочек.

На всю жизнь Фатьма Аметова сохранит в памяти имена своих опытных преподавателей: известного крымскотатарского ученого-языковеда Алима Фетислямова, писателя Османа Амита, наставника и режиссера театра Умера Девишева, читавшего курс актерского мастерства.

С гастролями приезжали в Симферопольский театр труппы из Якутии, Дагестана и т.д. Молодой театр настойчиво и неуклонно взбирался на Парнас. Однажды театр посетили люди с Московской киностудии. Они отбирали артистов для фильма «Тысяча и одна ночь». Их выбор пал на нашу героиню, колоритной восточной внешности и удивительно лучистыми выразительными зелеными глазами. Однако время тогда было неустойчивое и Фатьме не удалось сыграть в кино.

Но в своем театре молодая актриса получала много ответственных ролей: с успехом сыграла Скерину в «Принцессе Турандот», Марианну в «Альказаре», Телли и Асие в пьесе «Аршин мал алан», Айше в «Арзыкъыз», Эльмаз в «Той девам эте», «Арзы къыз» в роли Айше, «Той девам эте» – Эльмаз, «Ишлеген тишлер» – Назлы, «Москва айта» – Фатьма, «Испанский священник» – мальчик, «Алькасар» – Марианна, в пьесах: «Алим», «Наступление», «Говорит Москва», «Кто работает, тот ест» и др. Обаяние и талант, красивой молодой актрисы были востребованы во многих спектаклях. По свидетельству очевидцев, Фатьма Аметова исполняла роли с особым шармом и темпераментом, сохраняя национальный колорит. Публика на бис воспринимала и желала видеть Айше в спектакле «Арзы кыз» только в ее исполнении.

Но годы репрессий, затем война и ее последствия нарушили блестящую карьеру молодой актрисы. 1937 год, трагически известный массовыми расправами над интеллигенцией, не обошел стороной он и театр. Арестовали директора, затем – режиссера и художественного руководителя. Стали терроризировать и молодую актрису. Для актера нет ничего хуже, чем не играть. Ей не давали ролей в течение года. А затем просто уволили, как и многих других.

Ей предложили работу на Крымском радио. С 1938 года она работает диктором. После перерыва Фатьме Аметовой и некоторым актрисам удалось вернуться в театр. Но война, а затем депортация окончательно лишили её возможности осуществить свою мечту.

После окончания войны со всеми своими соотечественниками она подверглась депортации, несправедливая судьба перенесла ее с маленькой дочкой в глухой кишлак Узбекистана, где и нашел их умирающих от голода вернувшийся с фронта муж, писатель Шамиль Алядин. С большим трудом удалось семье перебраться в г. Ташкент. 1957 год. Прошло 13 лет с момента выселения крымских татар. Создается крымскотатарская редакция на радио и ФатьмуАметову пригласили на должность диктора. Десятки тысяч крымских татар, молодых и старых, истосковавшихся по родным песням и близкой сердцу родной музыке, ждали этого чуда – услышать родную речь, родную крымскотатарскую музыку. Диктором Фатьма Аметова проработала более 30 лет. Ее мелодичный по природе голос вдохновлял соотечественников к борьбе за возвращение на свою историческую родину.

Из воспоминаний Фатьмы Аметовой: «В те годы, когда я начинала работать на крымском радио, в Москве уже набирали опыт Ольга Высоцкая, Владимир Герцик и совсем юный Юрий Левитан, которые заложили основы нашей дикторской профессии. Я общалась с Ольгой Высоцкой и Владимиром Герциком, который, кстати, являлся и первым теледиктором».

Первым теледиктором крымскотатарского телевидения в Узбекистане впоследствии станет и Фатьма Аметова. Лишь после 50-летней депортации, в 1994 году она вернулась в Крым, в родной Симферополь. Конечно же, первым её желанием было посетить театр, гдепрошли шальные молодые годы. «Мое посещение совпало с открытием театра после более чем десятилетней реставрации. Его директор А. Новиков любезно предложил мне место в ложе.

И вот я снова в театре – великолепном, но чужом… да, много воды утекло. Я с грустью разглядывала портреты незнакомых мне актеров на стенах в фойе и коридорах, затем медленно поднялась на второй этаж в зеркальное фойе. И только здесь я вновь ощутила атмосферу своего театра. Именно здесь проходили наши репетиции спектаклей. Здесь все осталось по-прежнему, как пятьдесят лет назад. Никогда не забуду слова выдающегося Михаила Щепкина, которым нас учили наши учителя: «Театр для актера — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон». Мы работали по этому закону».

Фатьма Аметова, любимая всеми крымскотатарская актриса театра, диктор радио, умерла 30 марта 2008 года. Она была похоронена в г. Симферополе, на кладбище «Абдал». В этом году ей бы исполнилось 100 лет. Алла рахмет эйлесин!

Лейля Алядинова

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий