В Народном музее им. И. Ачкинази при этнокультурном центре крымчаков 25 октября состоялся вечер памяти, посвященный 130-летию выдающегося крымчакского просветителя, человека энциклопедических знаний Исаака Самуиловича Кая. Учитель, этнограф, общественный деятель И. Кая прославился тем, что организовал и провёл в 1913 году Всероссийскую перепись крымчаков, изучал и обобщал сведения об их этнографии, происхождении, истории, писал для журналов статьи об обычаях своего народа. По требованию времени он участвовал в переводе учебников с крымскотатарского языка на латиницу для крымскотатарских и крымчакских школ. Издал несколько из них самостоятельно, а также в соавторстве. Сыграл важную роль в спасении крымчаков г. Керчи от расстрела гитлеровцами в период фашистской оккупации Крыма. Об этом рассказали в своих выступлениях пришедшим в гости крымчакам, библиотекарям, музейщикам, журналистам, представителям Дома дружбы народов и руководителям национальных обществ почётный председатель общества «Кърымчахлар» Юрий Пурим и нынешний – Дора Пиркова, её заместитель Наталья Зенгина, заведующая музеем крымчаков Наталья Сумина, а также сотрудники библиотек им. И. Гаспринского и К. Паустовского. Заслуженный артист Украины и Крыма Сейтабла Меметов исполнил две народные песни на крымскотатарском языке.

ВЕХИ ЖИЗНИ ИСААКА КАЯ

Исаак Кая родился 18 октября 1887 года в Феодосии. В 1894 году семья переезжает в Карасубазар (Белогорск). Здесь в течение ХV–XVI вв. сформировалась этноконфессиональная общность крымчаков. После успешного окончания местной начальной школы его направили на общественные деньги в учительскую семинарию г. Вильно.

Получив образование, Исаак Кая в 1907 году возвратился в Симферополь, где занимался репетиторством и познакомился в семье своих воспитанников с Ольгой Юдовной Хондо, ставшей впоследствии его женой. В 1909 году И. Кая переезжает в Карасубазар, где организует школу на базе местной Талмуд-Торы для крымчакских детей и возглавляет её с 1911 по 1922 год.

В 1910 году И. Кая инициирует в Симферополе создание благотворительного общества «Ойзер-Далим», которое занимается продажей с рассрочкой угля для бедных, даёт ссуды, проводит курсы для неграмотных. В 1913 году он был одним из организаторов I Всероссийского съезда крымчаков, по итогам которого предполагалось провести перепись крымчакского населения. Кроме того, часть вопросов имела историческую и этнографическую направленность. Организационная работа возлагается на И. Кая.

Согласно этой переписи карасубазарская община крымчаков насчитывала 2487 человек. Она прекратила своё существование 18 января 1942 года, полностью уничтоженная гитлеровцами. Начиная с 1913 года И. Кая занимается научно-исследовательской работой по истории и этнографии крымчаков, итоги которой публикуются в журнале «Еврейская старина» (1914, 1916). В статье «Крымчаки, этнический очерк» И. Кая с глубоким знанием и любовью описывает быт народа, его древнюю историю.

В 1921 году Исаак Кая переезжает в Симферополь. Он учится на вечернем отделении факультета востоковедения в Таврическом университете и одновременно работает преподавателем. К блестящему знанию крымчакского и русского языков добавил владение арабским, персидским и древнееврейским. Затем окончил ещё и математический факультет Симферопольского педагогического института.

Когда в 1921 году в Крыму были закрыты все мидраши и карасубазарская Талмуд-Тора, началось создание принципиально новых советских структур на основах национально-культурной автономии. Их возглавили общественные деятели, выдвинувшиеся ещё до революции – И. Кая, А. Пейсах и другие. Они инициировали в 1926 году. Первый Всекрымский съезд культурно-просветительных обществ крымчаков, выдвинувший развёрнутую программу национально-культурного строительства. В рамках работы по реформе школьного образования И. Кая пишет и издаёт первый крымчакский букварь и первый учебник для начальных классов крымчакских и крымскотатарских школ (в соавторстве) по новому алфавиту. В 1931 году Исаак Кая вместе с семьёй переезжает в Керчь, где преподаёт математику и заведует учебной частью в татарском секторе школы. В 1936 году он оканчивает свой труд «Крымчаки». В нём описаны современное состояние коренного крымского этноса, его культура и образование.

В 1941 году, когда в оккупированной фашистами Керчи над крымчаками нависла угроза расстрела, И. Кая вместе с А. Мизрахи и М. Токатлы, рискуя жизнью, 27 ноября пошел в гестапо, захватив с собой свои сочинения об истории этноса, и вручил их руководству гестапо для изучения. Это позволило отсрочить казнь крымчаков, намеченную на декабрь. Керченско-Феодосийский десант Красной армии, освободивший Керчь от оккупантов 30 декабря 1941 года, спас жизнь 826 человек, казнь которых была намечена на начало января 1942 года. К несчастью, после повторного захвата города в середине мая 1942 года фашистами были расстреляны крымчаки, не успевшие эвакуироваться. Исаак Кая эвакуировался в Алма-Ату, где по памяти восстанавливал, большей частью погибший в Керчи свой архив, состоящий из рукописей, личных работ и этнографических материалов. Исаак Самуилович торопился. Он боялся, что целый народ, уничтоженный гитлеровцами в Крыму, окажется без прошлого, а уцелевшие дети – без будущего.

После войны И. Кая переехал в Краснодар к дочери Кларе и её семье. Здесь он написал работу «Организация урока (из личного опыта)». Как преподаватель математики обобщил то, чем занимался четверть века.

В 1948 году семья Кая переехала на постоянное место жительства в Одессу, где Исаак Самуилович преподавал в офицерском училище. Он был добрым и справедливым человеком, никогда не сидел без дела, жил предельно скромно. Ютился в одной комнатке вместе со своими книгами. Высокий человек с добрыми глазами – таким его запомнили ученики. Учитель с большой буквы.

В 1955 году совместно с профессором В. Филоненко он написал статью «Крымчаки и их народное творчество», также нигде не опубликованную. В эту работу он включил ряд песен обрядового, исторического и бытового содержания, жемчужины творчества тюркоязычных народов Крыма. Сердце выдающегося крымчакского просветителя Исаака Кая остановилось 30 марта 1956 года. Похоронен в Одессе.

 

Подготовила Наталья Сумина (Журнал “Наш Крым”, № 4, 2017 г.)

 

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий