Праздновать 95-летний юбилей доводится не многим. Достигнуть этот солидный жизненный рубеж и продолжать оставаться «в строю» — такое, наверное, надо заслужить. В нашей болгарской общине, отметившей недавно 95-летие своей старейшины Анны Александровны Зелениной (Чебышевой), уверены: секрет долголетия этой замечательной женщины — в доброте и любви. За её плечами достойная жизнь, в которой нашлось место и боевым, и трудовым подвигам. Выпало на её долю и немало испытаний, но она как человек с добрым сердцем и щедрой душой смогла их преодолеть, сохранив чуткость, отзывчивость, жизнерадостность и, главное, любовь к людям.

Корень «любовь» имеет и болгарское слово «родолюбие». Оно не нуждается в переводе и как нельзя точно выражает еще одну характерную для Анны Александровны черту. С первых дней образования Крымского республиканского общества болгар имени Паисия Хилендарского она делала все возможное, чтобы найти и объединить сонародников, поднять в них национальное самочувствие и гордость за свой народ, его славную историю, богатые традиции, обычаи и язык.

Еще на первом празднике «Болгарские встречи» в 1994 году внимание всех привлекла небольшая выставка предметов быта, сохраненных Анной Чебышевой из Феодосии: фартук (престилка), ряднушки (черги), полотенце (пешкир), домашняя утварь. Хрупкая седая женщина, открывая её, заметно волновалась: — Я представляю вам вещи, которые побывали вместе с моими родными в депортации, но в отличие от них вернулись на Родину, в Крым. Они созданы моей бабушкой и мамой. Тепло их рук хранит и этот старинный свадебный пояс — колан, который передавался в нашей семье по женской линии из поколения в поколение. Мама приняла его от моей бабушки Акулины.

Рассматривая реликвии, многие дивились: «Откуда такие яркие, не тускнеющие со временем краски? Ведь этим вещам более ста лет!». А секрет в том, что пряжу болгарки окрашивали, используя те или иные растения. Таким натуральным, созданным самой природой красителям время не страшно. Уникально, что и каждый завиток незамысловатых, казалось бы, узоров не случаен — он несет особый смысл, родовую информацию.

Родом Анна Чебышева из села Ново-Царицыно (ныне Садовое Нижнегорского района). В их семье было четверо сестер и брат. Жили хоть и небогато, но дружно и весело. Аня мечтала стать врачом. В июне 1941-го ей, выпускнице-медсестре, было девятнадцать. Сначала, как все, рыла окопы. Затем с отступающими частями Красной Армии, добровольно ушла на фронт, стала санинструктором. А затем в составе зенитно-артиллерийского полка держала противовоздушную оборону города Баку. Здесь уже сержантом А. Чебышеву назначили в 9-ю батарею 2-го дивизиона командиром дальномерного отделения. В её отделении были русские, армянки, азербайджанки. Девушек связывала крепкая армейская дружба. Каждая хотела чем-то порадовать подруг. Очень нравилось всем, когда Аня, дежуря по батарее, готовила болгарские блюда.

— Этому меня также научила мама, — делится Анна Александровна. — Я всё время думала о ней, семье. Мне ничего не было известно о них, а им обо мне. Моим родным еще предстояло в 44-ом пережить унизительную депортацию, а по мне, как по болгарке, пришёлся удар уже в 43-ем…

Чтобы избежать досрочной демобилизации как болгарке, ей предложили переписать национальность в армейской книжке на русскую. Она отказалась, поскольку не чувствовала за собой никакой вины. Вследствие чего комсомолка, батарейный замполит лишилась права защищать Родину, и была отправлена в глубокий тыл. Об этом она до сих пор не может говорить без боли…

Родные разыскали её в Кировобаде в 1944-м. К тому времени их уже выслали в самую отдаленную точку Пермской области – Красновишерск. Депортирована была и 90-летняя бабушка Акулина.

Когда их выселяли, мама Ани — Софья Дмитриевна, не совсем понимая, что происходит, первым делом спросила у вошедшего в их дом солдата НКВД, показывая фотографию дочери в военной форме: «Сынок, у меня где-то на фронте затерялась дочечка. Не знаю, жива ли она. Может, доводилось где встретить её?».

Стало стыдно молодому солдату, увидел он, что перед ним никакие не «враги народа», а обеспокоенная судьбой дочери женщина, старенькая бабушка. И отнесся он к ним по-человечески, объяснил, что скоро домой не вернутся, поэтому надо забрать с собой всё ценное. Так семья вывезла вещи, которые Анна Александровна бережно хранит всю свою жизнь.

После войны она поехала на Урал к семье. В комендатуре, где отмечались спецпереселенцы, ей сказали: «Выбирайте, или оформляем вас как депортированную, или забудете, что служили в Красной Армии». Ничего не оставалось, как выбрать последнее. Уходила оттуда с ощущением, будто отняли у меня часть жизни, вспоминает Анна Алексадровна. На Урале она работала в больнице. Вышла замуж.

— Борис был добрым, работящим, любил и жалел нас, — рассказывает Анна Александровна. — В 1954 году мы приехали в Белогорск (родных ещё не впускали). Жилья не было, ютились по углам. Муж разобрал старый сарай, из досок которого разрешили построить времянку. Все пережитое отразилось на здоровье. Я тяжело заболела. После операции получила инвалидность второй группы. Стала хлопотать о выделении участка под строительство и добилась. Выкопали с мужем колодец, построили дом. Но врачи настоятельно советовали переехать поближе к морю. Что мы и сделали в 1962 году. В Феодосии меня долго не хотели прописывать. На работу устроилась в тубдиспансер, где старшей медсестрой стационара бессменно трудилась 37 лет.

У всех моих родных была нелегкая судьба. Фашисты расстреляли мужей двух сестер, но и они были депортированы. Когда сняли клеймо спецпереселенцев, переехали в Запорожскую область. Мамы не стало в 1967 году. На Урале похоронены брат и сестра. Больше 30 лет назад умер муж. До конца своих дней он ласково называл меня «моя Аника»….

Рассказывая о пережитом, Анна Алексадровна всегда отмечает, что обиды и зла ни на кого не держит. А еще она в отличие от большинства людей старшего поколения без конца хвалит нашу молодежь: «Какие у нас дети замечательные! Все такие внимательные, заботливые. Мне и дверь в магазин открывают и сумки помогают донести».

Понятно, почему возникает такое желание у людей: баба Аня излучает доброту и любовь. Глядя на нее люди и сами становятся добрее, она способна умягчить сердце даже отъявленного грубияна. Несмотря на свой солидный возраст, Анна Алексендровна до сих пор сама ходит за покупками, участвует в работе феодосийской ветеранской организации. В городе ее знаю и любят.

И в день 95-летия у нее в квартире не закрывалась дверь, и не умолкал телефон. Первой её поздравила бывшая заведующая отделением больницы, под чьим руководством А. Зеленина проработала много лет. С Урала приехала любимая племянница Светлана с дочерью Анной (названа в честь тети Ани) и внучкой. С поздравлениями и подарками приходили не только родственники друзья, соседи, но и представители городской администрации, сонародники из Феодосии и Коктебеля. А также из Симферополя — представители Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, Крымского этнографического музея и конечно, Региональной болгарской национально-культурной автономии им. П. Хилендарского. Привезли Анне Александровне новые издания: книгу-альбом «Народы Крыма» и «Болгары Крыма», в которых опубликованы, предоставленные ею старинные фотографии её родных и близких.

Этнограф Ольга Гайворонская рассказала, что подаренный А. Зелениной музею болгарский пояс (колан), сейчас в числе самых ценных экспонатов путешествует по России: выездная крымская выставка экспонировалась в Москве, Омске, Ханты-Мансийске, в Доме музее М. Шолохова в станице Вешенской, а сейчас находится в Ростове-на-Дону.

Своим родолюбием Анна Чебышева хорошо известна и на исторической родине. Её там знают как хранительницу болгарских традиций, хозяйку домашнего музея старинных изделий народного творчества. Фотография А. Чебышевой в народном костюме помещена на обложку книги профессора Софийского университета Иванички Георгиевой и доцента Красимира Стоилова о болгарах Крыма.

Никто лучше бабы Ани не может передать колорит крымского болгарства, никто лучше, чем она не знает особенностей национального фольклора, кухни. Она стала символом болгарского духа, его силы и красоты для всего Крыма. А её 95-летие — важное и радостное событие для болгарской общины.

«Мы любим Вас, гордимся Вами! — сказали ей сонародники. — Вы служите для нас примером того, как надо хранить верность своим корням, любить свой народ и стремиться жить со всеми в мире и согласии! За свою жизнь вы заронили столько добрых семян, что им ещё долго-долго прорастать и приносить плоды. Мы осознаем, что обязаны сохранить и преумножить их, но для этого нам еще многому нужно у Вас научиться, многое перенять. Поэтому продолжайте жить такой же полноценной жизнью еще многие годы, дорогая Анна Александровна!»

 

Людмила РАДЕВА (газета «Извор» № 1-2 (103) 2017 г.)

 

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий