Декабрьский вечер. Листва под ногами.

Весь город сырой пеленою одет.

По улицам, мерно стуча сапогами,

Ведут конвоиры каких-то людей.

Мужчины и женщины, дети старухи…

Ползут по притихшему городу слухи,

Евреев забрали, евреев ведут…

…так описывает «черный» месяц 1941 года в своей «Баладе памяти» Анатолий Милявский. Декабрь, ставший роковым, порядком для 18 тысяч невинных людей, среди которых крымские евреи, крымчаки и цыгане.

Впервые в истории человечества для истребления целых наций был создан свой метод. Это были места или предприятия, где производили единственную продукцию – смерть. В Акте о фашистских зверствах под авторством группы врачей, среди которых М. Мухат, Л. Вишковецкая, Л. Шухат, А. Шухат, Е. Воробьевский, С. Воробьевская говорилось: «Мы нижеподписавшиеся группа врачей остались живыми из 7000 человек, зверски расстрелянных немецкими фашистскими палачами. Среди этих жертв были люди всех возрастов – женщины, мужчины, грудные дети, беременные и престарелые. 29.11.41 г. немецким командованием был издан приказ № 4, где под угрозой публичного расстрела, обязали явиться всех евреев, невзирая на возраст, на базарную площадь».

В документе подробно рассказывается как 1 декабря стали вывозить группами на расстрел, разлучая семьи. Сначала оправляли женщин с грудными детьми, затем подростков отдельно, потом одних женщин и, наконец, в последнюю очередь мужчин. При этом отбиралась одежда, часы, деньги, продукты и все документы. «Нас выпустили 7 декабря 1941 года как врачей, лишь только на девятые сутки и выдали из Гестапо временные справки на немецком языке, что мы освобождены до нового вызова. Вызов этот был назначен на 3 января 1942 года, когда подлежали расстрелу все евреи, оставшиеся в живых. Через 2-3 дня после нашего освобождения из тюрьмы, полиция ходила по домам и выволакивала оставшихся лежачих больных, парализованных, очень престарелых. Их расстреливали. Грабежам, жесточайшим издевательствам и расстрелу подвергались также много жителей Керчи – русские, греки, крымские татары и другие», – было заявлено в настоящем акте собственноручно подписанным группой врачей.

Массовые расстрелы проходили по всему Крыму. Прежде всего, были затронуты три этнические категории граждан, считавшиеся нацистскими идеологами, как расово неполноценные. А это евреи, евреи-ашкиназы, крымчаки и цыгане. Людей на места сборов вызывали обманом.  «Все крымчаки, проживающие в городке Феодосии, обязаны явиться 12 декабря 1941 года от 8 до 12 часов дня на Сенную площадь (Базарная ул. №3) на предмет препровождения в отдельную часть города. Явка обязательна в указанный в приказе срок. Вещи могут быть взяты с собою. Квартиры должны быть опечатаны. Пищу взять с собою на один день. Неисполнение приказа карается смертной казнью», – приказ такого содержания висел в общественных местах.

Помимо евреев, крымчаков и цыган на этом месте было расстреляно 568 пленных советских матросов и 300 крымских татар, которые помогали партизанам.

Страшные декабрьские события волновали и местное население. Казалось бы, помочь никак нельзя… Но только не для жительницы города Бахчисарай Сайде Арифовой. Именно она оберегла от смерти и насильственного вывоза в Германию 88 детей из еврейских семей.

Гитлеровцы, в поисках еврейских детей, пришли в садик, где работала Сайде ханум. Только женщина еврейских детей не выдала, сказав, что это крымские татары. А в начале 2000-х Сайде Арифова через передачу «Жди меня» хотела найти спасших детей, чтобы узнать, как сложились их судьбы. «Что будет, то будет. Я должна отрицать, что они евреи, – вспоминала в программе храбрая женщина. – Ко мне домой ворвались военные и потребовали сказать ходили ли в детский сад, дети, имена которых они перечислили. Я ответила, что ходили». На требование показать документы и доказать, что дети не евреи женщина не растерялась: «Я очень испугалась, но отступать не собиралась. Сказала, что документы сгорели, когда они сами подожгли детский сад». Однако удалось ли Сайде Арифовой встретиться со своими подопечными, не известно… И она была далеко не единственной, кто пытался помочь обречённым на смерть.

«Черный декабрь» показал, чего стоит каждый человек. Уцелевшей крымчачке Риве Гурджи удалось выйти со рва. Девочка скрывалась 5 месяцев и вернулась в пустой дом. «9 числа декабря месяца, часиков в 5 нас собрали во дворе в кучу и сказали, что везут на работу в Румынию. Все стали собирать вещи кто успел, кто нет, – вспоминала она в своем свидетельстве. – 10-11 декабря помню шел снег, дождь, был сильный мороз. Нас стали расстреливать. Я упала в яму. На мое счастье я как раз попала под стенку. Косы у меня были длинные и я под ними видимо не замерзла. Пролежав три с половиной сутки под горой трупов вечером вышла и пошла в сторону Зуи. И так блуждала до весны».

А вот другой девочке повезло меньше. Уцелевший симферополец Евсей Гопштейн привел случай, когда одна девочка-подросток, спасшаяся от расстрела и получившая приют в Саках, встретила на улице знакомого из Симферополя. Тот удивился и… донес в комендатуру. А к вечеру девочки не стало. В общем, одни спасали, другие – доносили, третьи спасались как могли.

В 1987 году противотанковый ров на 10-ом километре шоссе «Симферополь-Феодосия» был покрыт бетонным саркофагом, а рядом установлен пост ГАИ, который, помимо контроля дороги, охранял и мемориал. А в 2004 году крымский парламент официально объявил 11 декабря Днем памяти крымчаков и евреев Крыма – жертв нацизма. С тех пор, на братской могиле 10 километра, где у противотанкового рва нацисты расстреляли 18 тысяч евреев, крымчаков и цыган ежегодно проводятся траурные мероприятия. Этот год не стал исключением. В траурном митинге приняли участие представители культуры, образования и общественные деятели. Отметив ужас подобных злодеяний и пожелав не повторение таких преступлений против человечества, возложили цветы к мемориальному памятнику. «11 декабря – это одна из памятных и важных дат в Республике Крым, когда крымчане чтят память безвинно расстрелянных людей. Это невосполнимая утрата, которой нет прощения», –  заявил в своем выступлении председатель Госкомнаца Ленур Абдураманов. Кроме этого, в рамках траурных мероприятий в г. Симферополе прошла масштабная акция «Марш живых», участники которого несли памятные свечи и возложили цветы.

Хочется отметить, в каком бы веке человек не жил, он должен утвердить врожденную священную ценность каждой человеческой жизни. Какой бы национальности, вероисповедания или социального статуса не был. Сегодня мы продолжаем раскрывать тайны и вспоминать ужасные события ушедшего столетия. Но лишь наши общие усилия могут гарантировать, что паутина секретности, сделавшая подобные расстрелы возможным никогда больше не будет сплетена.

Подготовила Эльмара МУСТАФА (газета «Мераба», № 49, от 15 декабря 2017 г.)

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий