Беседой с президентом Крымского государственного инженерно-педагогического университета профессором Февзи Якубовичем Якубовым мы начинаем рубрику «Их знают все…», в которой расскажем об известных в Крыму выдающихся личностях разных национальностей. Это будут интервью с нашими современниками и рассказы о наследии ушедших.
Ваган Вермишян: – Февзи Якубович, Вы один из знаменитых людей Крыма. Не побоюсь этого слова, потому что Вы столько лет уже трудитесь здесь, в Крыму, сделали очень многое для крымчан и для своего народа в частности. У Вас были успехи и во времена Советского Союза, когда Вы ещё жили в Узбекистане, во времена Украины и ныне, когда мы вошли в состав России. И везде Вы получали награды, самые высокие награды. В чём секрет вашего успеха?
Февзи Якубов: – Я из такого рода, который представляет собой симбиоз. Мой дед по материнской линии ещё до революции был, по тем временам, достаточно успешным земледельцем. У него было мощное хозяйство. Потом его сыновья – мои дяди рассказывали: «Нас было семеро братьев, и мы вместе собирали столько пшеницы, что когда создавались колхозы, а в колхозе было сто сорок человек, они не могли заполнить наш амбар. Он был переполнен, а пшеница – вещь святая, её топтать нельзя. И мы стояли на дороге и просили, чтобы забрали бесплатно, нельзя, чтобы она гнила».
Дед мой со своими сыновьями был раскулачен.
Я всё это говорю, чтобы не удариться в историю или политику, я не люблю политику, а чтобы показать, что я по материнской линии – из рода трудяг, и главным критерием представителя нашего рода был труд. Ты должен был работать, это было их кредо.
По отцовской линии я из рода духовенства. Мой дедушка был одним из ведущих духовных лиц Крыма. Он входил в состав Евпаторийского духовного управления – муфтията. В те годы – 37-ые, когда я родился, он дал расписку органам госбезопасности, что не будет заниматься распространением, пропагандой религии, и уехал к себе домой в богом забытое село в Черноморском районе.
Моя мама – невестка его, рассказывала несколько историй о моём деде.
Он был очень уважаемым человеком. В этом селе, естественно, продолжал молиться, и вот когда его приглашали в соседние сёла, всё население принимало омовение и ждало, когда он придёт, чтобы вместе с ним помолиться. Вот такой он имел авторитет.
Мама моя рассказывала о том, как в 37-ом году забрали дедушку и что предшествовало его аресту. Кстати, папа мой в это время служил в армии.
Мама говорила, что дед предчувствовал, что его заберут. Ещё до ареста он однажды подошёл к моей маме и сказал: «Дочка, пойдём во двор, я тебе хочу кое-что сказать». Во дворе он вырыл небольшую яму, положил в эту яму немного золотишка, засыпал землёй и сказал: «Наверняка, скоро меня заберут, после чего очень долго будут мучить тебя, чтобы ты сказала, где моё золото. Ты сразу не показывай, сразу не сдавайся, а после нескольких допросов скажи, что он где-то здесь долго возился, и покажешь это место. Они возьмут золото и успокоятся». Потом он показал маме яму, где был зарыт сундук. В нём были три мусульманские духовные книги. Он сказал, что это очень сильные книги, они – для моего внука, то есть для меня. В сундуке был ещё один небольшой сундучок. Он сказал, что здесь основное золото, и оно вам понадобится на чёрный день.
И действительно, скоро его забрали. Тогда мне ещё не было сорока дней. Три его сына искали отца очень долго, но не смогли найти. Подумали, что его не довезли до тюрьмы и где-то там по дороге прикончили, так как он был очень стар.
Мама рассказывала ещё другую историю. Дедушка был очень опрятный, аккуратный человек, как и вообще все духовные лица.
Как моя мама не просила, он никогда не давал ей постирать своё внутреннее бельё. Очень стеснялся её. Говорил, что он ею очень доволен, но приедет дочь из Евпатории и сама постирает бельё.
Я хочу сказать, что мой дед был интеллигентом прежде всего в быту.
В нашем доме у него была отдельная комната, и одна стена этой комнаты полностью была заполнена книгами. Вы представляете, это тридцатые годы! У человека, который не имел классического образования (у него было только духовное образование), столько книг!
Мама меня пускала в эту комнату только по праздникам и только после того, как я совершу омовение.
В 1944 году нас депортировали в Узбекистан. Нас было трое – мама, трёхлетняя сестра и я. Тогда мне было семь лет. Было очень тяжело, очень, надо было выживать! От этого голода можно было плакать, реветь и умирать. И люди выживали в основном на рынке или же нанимались на работу, а работы было мало. И вот мои первые шаги к выживанию нашей семьи, мой первый «бизнес». Как заработать на жизнь догадалась мама, а я осуществил. Она обратила внимание на то, что на рынок узбеки из сёл привозили в мешках огурцы на продажу. Так как огурцов было много, они часто не успевали до конца дня продавать их, какая-то часть оставалась. Остаток они не увозили с собой, оставляли, так как у них в огородах было ещё много огурцов. Мы собирали эти огурцы и на следующее утро, обрызгивая их водой, чтобы свежее были, чуть дешевле продавали.
Вторым шагом к выживанию уже была моя инициатива. Я видел, как женщины в вёдрах приносили яйца на рынок продавать. Тогда не было машин, они эти вёдра таскали в руках, и им, естественно, было тяжело
Я утром рано первым выбегал на дорогу и предлагал им продать мне по сносной цене эти яйца. Они соглашались, потому что, во-первых, таскать вёдра тяжело, во-вторых, они будут стоять на рынке и продавать целый день, а это трудно, да ещё и трата времени. Я платил за два ведра, приносил на рынок и продавал, таким образом зарабатывал на хлеб. Мой бизнес понравился ребятам, они «прилипли» ко мне, мол: «Возьми нас в свой бизнес». Я тогда договорился с ними, что буду им приносить на рынок яйца, продавать будут они, а деньги – пополам. Они получали пятьдесят процентов, а я – двести.
Летом я нанимался на работу к людям, занимающихся выращиванием шелкопряда. Кстати, это второй продукт в Узбекистане после хлопка. Это очень трудоёмкая работа: надо было рубить ветки шелковицы, собрать листья и доставить к месту назначения. Но за эту работу, во-первых, меня кормили три раза в день, во-вторых, давали одну лепёшку на дом, что вполне устраивало меня.
В начале пятидесятых, когда мне было 13-14 лет, началось интенсивное строительство, была нужда в кирпичах, и я занимался формованием сырца. Каждое лето, включая каникулы после первого курса, я три месяца формовал кирпичи. Это была тоже тяжёлая работа, вот почему я низкорослый такой. Зато зарабатывал неплохо и мог купить дрова на зиму, всегда покупал подарок для сестрёнки, которую очень любил. Даже купил себе часы, что в то время не каждый мог себе позволить.
Можно сказать, что у меня не было свободного времени, я всё время работал, что воспитывало во мне целеустремлённость, уверенность в себе.
Я окончил школу с золотой медалью и без экзаменов поступил в университет. Так как я вырос в деревне и имел уже опыт работы на хлопковых полях, то в университете был одним из ведущих хлопкоробов. Поэтому неплохо зарабатывал на сборе хлопка и получал премии, даже занял второе место среди хлопкоробов-профессионалов. Видимо, мои успехи заметили руководители и преподаватели вуза и начали меня потихоньку выдвигать по комсомольской линии.
Я всегда был очень общительным человеком. У нас в школе была своя волейбольная команда, первенство области выигрывали, у меня был первый разряд. Поэтому, наверное, когда меня избрали комсомольским секретарём курса, видимо, справлялся. На втором курсе я уже был секретарем комсомольской организации факультета. А это 1100 комсомольцев, и мне уже зарплату платили. Не ждал, что мне мама пришлёт, я сам себя содержал. А уже на четвертом курсе меня избрали секретарем комсомольской организации университета. Численность организации составляла 18 тысяч комсомольцев. Я был освобожденным секретарём, у меня было два заместителя.
Размышляя о сегодняшней молодежи, сейчас я понимаю, что комсомол давал очень многое. Это потом комсомол начал портиться, там тоже появились карьеристы, за деньгами охотились. А мы «пахали» от души. Я привозил в казахстанскую степь около двух тысяч студентов. Мы убирали пшеницу, хлопок.
Я так и остался в университете и начал заниматься наукой. Хотели сделать первым секретарем горкома комсомола, но я категорически сказал, что пока диссертацию не защищу, ничего другого делать не буду.
Я защитил диссертацию и начал работать в парткоме, сначала вторым секретарем, потом стал первым. Тогда мне было от 29 до 36 лет. Это была мощнейшая школа.
Ценность этого времени заключается в том, что определяется круг друзей, с которыми ты потом проходишь всю жизнь. Нас пятеро друзей, мы всегда были вместе и сейчас дружим. К сожалению, сегодня двоих уже нет в живых, но мы продолжаем дружить семьями, в гости ездим друг к другу.
Характер не вырабатывается просто так. Естественно, чтение – это богатейший мир, театр, культурные мероприятия, всё это обогащает человека. Но если ты не проходишь через труд, через повседневный труд, то это получается «одежда» – форма, а не то, что ты впитал в себя. Через труд появляется характер, твоё «я», умение ценить людей, умение общаться с людьми, то, что потом становится залогом успеха.
В. В. – Один политолог сказал о вас так: «За последние двадцать лет Февзи Якубович Якубов сделал для своего народа намного больше, чем практически все политики вместе взятые». Как вы это прокомментируете?
Ф. Я. – Спасибо этому политологу. Философия этого вопроса следующая: было зло, была страшная депортация. Все время сидеть на зле и думать о происшедшем – это вызывает озлобленность народа. К большому сожалению, некоторые наши крымскотатарские политики призывали народ не к тому, чтобы что- то создать, они призывали осуждать, проклинать, возражать против существующей власти. Я с этим никогда не соглашался, у меня всегда были с ними расхождения. Я видел наше спасение в том, что мы можем создать своё будущее лишь за счет высокого уровня образования, за счет своего интеллекта. У нас никогда не хватит сил и материальных средств, горловых связок, чтобы всем этим арсеналом задавить. Мы – малочисленный народ, и быть высокообразованным – единственное наше спасение.
Я часто пишу хвалебные статьи о евреях и никогда не стесняюсь этого. Я говорю о том, что евреи сегодня достойны того, чтобы весь мир учился у них, брал бы пример, как надо выжить, как надо стать на ноги. Более двух тысяч лет издеваются над ними, но они своим интеллектом восстановили язык, государственность восстановили. Самый главный вывод из всех мучений, который сделал еврейский народ, это то, что они всего себя должны отдать образованию. И этот древний народ добился признания и всегда находится на передовой линии.
Кстати, наибольшее количество среди моих друзей были евреи и армяне. Я пропускал через себя, как они воспитывают детей.
Сегодня в мире кризис, и главную его причину люди видят то в ИГИЛ, то в коррупции, то в бандитизме и тому подобном, а я считаю, что главная причина этих процессов в том, что мы как общество потеряли и продолжаем интенсивно терять нравственные устои. Сегодняшняя крымскотатарская семья уже не несёт в себе того огромного уважения к бабушке, дедушке, родителям, вообще к старшим. Это постепенно уходит. В погоне за материальными благами мы потеряли главное и будем терять и впредь, если не сохраним нравственные устои.
Есть понятие священности. Я столько впитал от отца моего друга-армянина Алика Асатурова – Семёна Александровича! Это был человек высочайшей культуры. Он, армянин, в своё время был мэром Ташкента. Это же надо быть каким достойным человеком, чтобы тебя, неузбека, избрали мэром! Он потом сам добровольно оставил этот пост, сказал, что уже подготовил узбека. Так как он по специальности был архитектором, сказал: «Дайте мне возможность, я построю ВДНХ». И он построил красивейший павильон ВДНХ в Ташкенте.
Вот мы с Аликом – друзья, ругаемся, конфликтуем, ссоримся. Ну, научные работники, каждый отстаивает свою точку зрения, сначала тихо, потом – на высоких тонах. И вот один из высочайших уроков, который нам преподнёс Семён Александрович во время очередного нашего спора с Аликом. Он сказал: «Замолчите, послушайте! Вот недалеко от нас кладбище имени Боткина. Идите туда, прогуляйтесь, потом придёте». И вот мы там гуляли, смотрели на людей, окунулись в вечность, возвращались обратно…
Я понял, что только высокое образование может спасти человечество.
Я видел гениальных людей, общался с ними. Я работал в Узбекистане с первым секретарём компартии Рашидовым. Он был уникальным человеком высочайшей культуры. Приезжал к нам в университет раз в год обязательно. Без охраны, не то, что сейчас. Приезжал, выходил на трибуну, и его первый вопрос был таким: «Сколько человек из вашего университета избраны в большую академию наук? Нисколько. А вот в Армении количество населения в пять раз меньше, чем в Узбекистане, а академиков там в пять раз больше. Вы посмотрите на себя критически».
В настоящее время создалась огромная армия крикунов-политиков. Вот включаешь телевизор: одна группа кричит, другая группа кричит, третья группа кричит, все кричат и друг друга не слушают.
В моем понимании самое большое достижение, самое главное богатство, высокий сгусток, синтез человеческих мыслей, которого достигло человечество, это священные книги: Коран, Тора, Библия. Там нет ни одного призыва к убийству ближнего. Наоборот, есть призыв помочь ближнему. Нет ни одного призыва ограбить ближнего или чрезмерно богатеть.
Мы бросились в экономику. Если мой сосед сделал свадьбу на 400 человек, то я должен сделать на 401 человека. Мы друг другу чрезмерно бравируем не тем, чем должны бравировать. Это не то, что должно быть.
Я не знаю, удастся ли это нам или нет, но я думаю, что в обществе может появятся какие-то суперполитики или суперумные люди, которые смогут изменить общество в понимании, что первым должен быть культ добра, культ нравственности, а не культ богатства. Это, наверное, то, что может изменить и успокоить общество.
К сожалению, общество больно не экономическим, а нравственным кризисом. На восстановление утерянных нравственных норм потребуются века, да еще вопрос: сможем ли даже за века восстановить?
Ведущий стержень нравственности начинается с сознания того, что для тебя и для меня мама и папа – священны. Они не могут быть неправыми. Пока они не священны, не может быть священной родина, не могут быть священными друзья. Вот это мы должны возрождать!
В. В. – Вы нашли путь возрождения через образование. Образовательный ценз крымскотатарского народа намного возрос благодаря именно вам, и это большое достижение. Вы заложили камень политэтнокультурного центра. Чему это будет служить? Каким вы видите будущее этого центра?
Ф. Я. – Самое главное богатство человека – это его внутренний мир. Он должен формироваться вместе с сознанием. Вас или меня сегодня перегнать на другую политику или веру невозможно. Уже поздно.
Здесь мы, крымчане, будем идти друг к другу на уровне формирования сознания. Вот здесь армянские, крымскотатарские, болгарские дети, другие должны вместе общаться, они здесь должны слушать вместе одни и те же сказки. Сегодня – греческие, завтра – еврейские и т.д. Отсюда начинается тяга друг к другу. Один день здесь должен быть днём, к примеру, армян, другой день – немцев. Пусть это будет так: в этот день армяне хвастаются тем, что у них есть, вот здесь выставляют и говорят: вот мы, армяне, сегодня таковы. А мы говорим: «Приходите люди, посмотрите на армян». На другой день пусть здесь будет группа хороших поэтов. Пусть это будут казахские поэты или другие. Они будут неделю здесь читать стихи, общаться с людьми. Мы это должны делать не кампанейским способом, а это должно быть планово, спокойно, именно на стадии формирования, и во всём этом главный тон должна задавать сама молодежь. Не пиво, разбавленное водкой, а мысль, разбавленная словом, должна здесь командовать парадом. Духовность – вот что главное.
Религия и образование – это как два крыла самолета, они должны всё время лететь вместе. Как только одно крыло поломалось, то это уже катастрофа.
Я долго работал в партии, получал зарплату, кормил семью, как говорится. Говоря много доброго о партии, я имею ввиду КПСС, не могу не отметить несколько грубейших ошибок, которые она сделала. Первое – это то, что она решила вместо религии поставить себя. Они сказали: «Нет религии, мы религия». Это была одна из самых крупных ошибок.
Что бы мы ни говорили, возьмите любые книги любого народа, они не отличаются друг от друга, они отличаются только манерой изложения.
Хочешь или не хочешь, нормальный армянин говорит на русском с чистым армянским акцентом. То же самое здесь: Коран написан с мусульманским акцентом, Библия написана с православным акцентом, Тора – с еврейским акцентом. А по идее – это одно и то же. И мы должны были сказать: «Люди добрые, давайте остановимся!» Я понимаю, что ИГИЛ, этот конфликт – в конечном счёте это незнание религии… Религиозными людьми начинают командовать толстосумы. Глубоко верующий, хорошо знающий мусульманскую религию и её философию человек никогда в ИГИЛ не вступит.
Наш центр, сказали, Бог даст, за два года будет построен. В Крыму должны быть «все флаги в гости к нам». Не будет такого, что парадом будут командовать татары или представители какой-либо другой национальности. Повторяю, не будет этого! Мы структуру этого центра продумаем так, чтобы всем и всегда здесь было интересно.
В. В. – Я желаю вам успехов в этом деле. Надеюсь, что все будет так, как вы задумали.
Вы всегда служили примером настоящего интернационализма в самом хорошем смысле этого слова, но и не забывали о чаяниях своего народа. Скажите, пожалуйста, что нужно ещё сделать, чтобы гармонизировать межнациональные отношения в Крыму?
Ф. Я. – Если я как крымский татарин не буду любить свой народ истинно глубоко, если вы как армянин не будете любить свой народ, наша дружба будет показная. Поэтому я считаю, что сегодня самое главное – каждому народу, живущему в Крыму, надо дать возможность хотя бы в какой-то мере возвращаться к своим истокам, сохранить и показывать их.
Вот приведу пример. Я родился в Черноморском районе. В нашем селе было около 40 татарских домов и около 7 или 10 – славянских. И вот смотрите, какая была мудрость человеческая: у мусульман на праздниках принято детям ходить к старикам, целовать им руки, выражая свое почтение, а старики им дают сладости. И все русские дети вместе с татарскими детьми также ходили и целовали руки этих стариков. А когда был христианский праздник, мама меня купала и говорила, что славяне приходили и целовали нам руки, иди с ними и делай всё, что они делают, только об одном тебя прошу: не крестись.
По большому счету на сегодняшний день национальных конфликтов в Крыму нет. Есть национальный конфликт в головах у политиков.
Вот у вас, наверняка, есть друзья среди крымских татар, так и у меня есть друзья среди армян – профессор Олег Габриелян, мой любимый шахматист гроссмейстер Юра Айрапетян. У меня есть шахматы, которые мне подарил гроссмейстер из Армении Рафаел Ваганян.
Напоследок расскажу еще один случай из моей жизни. Я очень хорошо знаю грузинскую культуру. Теймураз Николаевич Лоладзе был моим учителем. Академик, профессор, известный ученый, он был ректором грузинского политехнического института. Он воспитал много хороших специалистов по всему Советскому Союзу. Однажды в Тбилиси, у себя дома, он провёл какое-то совещание ректоров технических вузов Советского Союза. Он устроил приём, пригласил не всех ректоров, пригласил меня тоже, чем я очень горжусь. И вот приходят ректора, он всех встречает приветливо. А потом с некоторым опозданием, почти перед самым началом торжества, появляется мужчина ниже среднего роста, одет тоже ниже среднего, чувствуется, что грузин. Когда он зашёл, все встали со своих мест. Никого не приветствовали стоя, а перед ним встали. Я спрашиваю у своего друга: «Кто это такой?» Он говорит, что это тренер наших грузинских шахматисток. Вот как высоко ценили в то время интеллект.
В. В. – Февзи Якубович, огромное Вам спасибо. Я получил большое удовольствие от этой беседы. Думаю, что наши читатели также найдут очень много поучительного, важного и в Ваших рассуждениях, и в истории Вашей жизни.
(Журнал «Наш Крым», №1, 2017 г.)