Талантливый человек – талантлив во всем. И это не просто обычное высказывание, придуманное Лионом Фейхтвангером. Это данность, которая имеет место в нашем обществе. Она более чем описывает 26-летнего молодого человека, который пишет книги, рисует картины, фотографирует, занимается дизайном и еще многими интересными проектами. Кто же он, прежде всего? Именно об этом расскажет читателям «Мераба» герой нашей сегодняшней рубрики. Никаких личных и банальных вопросов о том, как начинается его день, чем он вдохновляется и кем восхищается. Просто искусство, деятельность и творчество… Знакомьтесь, дневник своего успеха открывает Шевкет Кешфидинов.

– Шевкет, Вы дизайнер, художник, иллюстратор, фотограф и писатель. Давайте определим очередность становления Ваших талантов. Кем Вы стали первым?

– Рисую я с детства. Мама часто вспоминает: если ей нужно было меня занять, она всегда доставала карандаши и краски. Но когда пришло время определяться с профессией, я почему-то выбрал факультет дизайна. Совершенно не помню, как проходил выбор профессии… Может, потому что мне всегда нравились и нравятся красивые вещи, интересное убранство дома. Учился с интересом, университет закончил с красным дипломом. При этом я параллельно занимался в студии у замечательного крымского художника Зинченко Анастасии Михайловны. Первая персональная выставка – благотворительная фотовыставка. Первые серьезные заработанные деньги – иллюстрации к сборнику самарского писателя, который издается под псевдонимом Томас Голдвик. А как писатель я работаю со школы. Честно говоря, затрудняюсь сказать, кем я стал первым…

– На сегодняшний день, в каком амплуа Вы считаете себя более реализованным?

– Думаю, что говорить о какой-либо реализации преждевременно.

 – Давайте тогда подробнее поговорим о Вашем творчестве во всех этих сферах. Известно, что творчество любого художника отражает какую- либо тематику. О чем говорят Ваши работы?

– О моем интересе к людям, их взаимоотношениям друг с другом, о попытках разобраться, что делает человека человеком. Этому посвящены персональные выставки графических работ «Черно-Белое» (2012), «Бессонный маяк» (2014). О моей любви к Крыму говорит выставка акварелей «Благословенная земля» (2015).

– Бытует мнение, что прежде чем стать фотографом, нужно быть художником? Вы согласны с этим? Что влияет на ценность фото?

– Я не слышал об этом выражении. На собственном опыте знаю, что художники могут быть хорошими фотографами (за счет композиционных навыков, чувства света, цвета), а вот среди фотографов мне художники не встречались. Марко Ротко говорил: «Трагический опыт катарсиса – есть единственный источник любого искусства». Я думаю, что не только источник, но и ценность любого искусства, в том числе фотографии, именно в этом ощущении, в ощущении оздоровления. Прийти, предположим, на выставку, одним человеком, а пережив нечто, не всегда объяснимое словами, уйти другим…

– Шевкет, Вы художник, который пишет книги. «Любовь. Ненависть. Деньги». Первые два слова – взаимоисключающие понятия, которые возникают в результате вмешательства третьего? Или эта книга о чем-то более возвышенном?

– Я не совсем согласен с тем, что любовь и ненависть – взаимоисключающие понятия. Одно из них часто оборачивается другим, и наоборот… Роман «Любовь. Ненависть. Деньги» о том, что человек в любых жизненных условиях, если у него есть к чему стремиться, может выстоять. И потерять интерес к завтрашнему дню в условиях, казалось бы, самых благоприятных… Я написал историю, в которую всецело верю, и которую мне самому интересно перечитывать.

– Вы ответственный редактор биобиблиографического справочника «Крымскотатарские художники, мастера декоративно-прикладного искусства и архитекторы», который в ближайшее время будет презентован в Симферополе. Расскажите, чем уникально это издание?

– Уникальность сборника, для меня, в его масштабе. Под красивой, со вкусом сделанной обложкой читатель найдет биографии, список основных работ и выставок более 120 героев художественной сцены Крыма довоенной, послевоенной и современной эпох. Специалистам будет интересно познакомиться с богатейшим биобиблиографическим указателем, который был издан в Медиацентре им. И.Гаспринского. Автор-составитель, искусствовед Эльмира Якубовна Черкезова на протяжении многих и многих лет вычитывала и систематизировала сведения о художниках, со многими была лично знакома, вела с ними переписку, то есть получала сведения из первых рук. Я имею в виду, тех художников, которых относят к послевоенной эпохе. Текст сопровождается ярким иллюстративным материалом, многие фотографии читатель увидит впервые. Для меня большая честь быть представленным в сборнике не только как молодой крымско- татарский художник, но и быть частью команды, которая сделала этот проект возможным!

– Крымскому изданию «Культурная Хроника» исполнилось три года. Какие успешные проекты Вам удалось реализовать?

– Да. Три года… Кто мог подумать… В первую очередь, мне как главному редактору удалось создать издание, которое читают более 5500 человек, из разных городов и даже стран. Мне с моей команной помощников (редактор Кира Зальцман, фотограф Ольга Мурзаева, дизайнер Наталья Сальцова) удается ежедневно делиться с нашими читателями новостями из мира искусства, литературы, моды, кино… Из проектов я бы отметил ежегодный музыкальный рейтинг «Самые перспективные музыкальные исполнители Крыма». Среди победителей Севиль Велиева (2014), Дарина Синичкина и Марлен Сеттаров (2015), Lenie (2016). Под эгидой «Культурной Хроники» прошли три масштабных художественных проекта: выставка молодых художников «Крым-Перспектива» (21 участник), фотовыставка «Лучшее в Крыму» (51 автор), «Женщина: о времени и о себе» (32 лучшие художницы Крыма). Мы организовывали концерты, творческие вечера (в частности два концерта Заслуженной артистки Крыма Урьяне Кенжикаевой), выступали информационными партнерами различных праздников и мастер-классов… На сегодняшний день мы то издание, которое всегда открыто к творческому диалогу.

– Что для Вас более ценно — конечный результат или сам процесс? И почему?

– Процесс – это тяжелый труд, сомнения, усталость, бесконечные раздумья до адской головной боли… Конечный результат – это три минуты счастья, когда собственно презентуешь сам проект. Потом снова сомнения, страхи… Поэтому я не знаю, что для меня более ценно. Я бы и рад сменить род деятельности, но уже не могу. Ход мыслей, мироощущение не позволят.

 – И кем бы Вы стали?

– Я бы выбрал что-то менее зыбкое, не зависящее от чужих оценок. Например, пошел бы в спорт. С удовольствием играл бы в теннис. Но уже не в этой жизни (Смеется).

 – Скажите, какие ощущения у Вас вызывает зритель (читатель), который смотрит или читает Ваши работы? Присутствует ли момент волнения и вообще насколько для Вас важна его оценка?

– Я благодарный такому зрителю/читателю за интерес. Волнение? Да, наверное, испытываю… Конечно, интересно, какие мысли вызывает то, что я делаю, но прислушиваюсь я только к мнению профессионалов, которые могут доходчиво объяснить, за что им нравится или не нравится работа.

– Что бы Вы посоветовали людям, которые хотят купить произведения искусства?

– Хотите купить – купите!

– На своих страницах в социальных сетях Вы определяете себя как писатель, художник, а потом редактор «Культурной Хроники». Так Вы подсознательно выбрали для себя самый важный аспект своей деятельности или это просто перечисление?

– Знаете, раньше было перечисление. А Вы вот сейчас спросили, и я задумался…

– Шевкет, напоследок предлагаю разнообразить наше интервью и внести в него чуточку экзотики. Я прошу Вас задать вопрос (любой вопрос) самому себе и дать на него ответ. Быть может, мы что- то упустили, а Вам очень хочется поведать об этом.

– Когда я сам беру интервью, то часто завершаю беседу таким же образом. Откровенно говоря, то, что мне хотелось обсудить, мы обсудили. Спасибо Вам за предоставленную возможность!

 

Беседовала Эльмара МУСТАФА (газета «Мераба», № 41, от 20 октября 2017 г.)

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий