Она умна, активна и заразительно оптимистична. Она всегда в движении. Её любят ученики, уважают коллеги, ею восхищаются окружающие. Но главное её достижение – это умение вдохновлять своих воспитанников на множество полезных дел. Итак, учитель крымскотатрского я зыка и литературы Велиева Рабе-Шерфе Османовна о жизни, школе и о себе или о том, что значит быть «учителем» в наше время…

– Рабе Османовна, расскажите о вашей школе?

Школа – это особая страна знаний, где есть свои законы, своя символика. У нашей школы есть свой герб, на нем изображены три дерева: кипарис, береза и калина, символизирующие многонациональность нашей школы и родного края. Наша школа расположена в селе Грушевка Судакского района, начала свою работу в 1863 году, позже в 1982 году, здание школы было реконструировано. На сегодняшний день здесь обучаются более 400 детей из них 193 ученика крымские татары. В школе 24 класса, где ведут обучение 43 учителя. У нас очень дружный и хороший коллектив. Уникальность моей профессии заключается в том, что мы не только учим, но и учимся. Общение с молодежью не позволяет застыть на месте. Я представляю сельскую школу. Школа имеет свой неповторимый образ, который создавался на протяжении многих лет. В нашей школе бережно хранят культурное и историческое наследие села.

-Сколько лет вы работаете учителем?

Моя профессиональная деятельность началась в 1978 году, молодым учителем русского языка и литературы я пришла в родную школу поселка Палванташ (Узбекистан). В 1987 году переквалифицировалась на учителя крымкотатарского языка и литературы. Возвратившись на Родину, я продолжила свою педагогическую деятельность в Грушевской школе учителем родного языка – крымскотатарского, где работаю и по сей день. Как видите давно, почти 40 лет, и с большой любовью к родному языку.

-Почему Вы выбрали именно эту профессию?

В детстве я очень любила читать различную литературу, мне нравилось рассказывать и делиться эмоциями о прочитанном. Это и определило мое дальнейшее обучение в педагогическом вузе и я об этом совсем не жалею.

-А вот если б не профессия учителя, кем бы вы хотели стать?

-Если не профессия учителя, я бы, наверное, пошла в артисты театра или кино. Эта профессия меня всегда увлекала. Я очень люблю театр, где бываю часто.

-Вы учитель крымскотатрского языка и литературы, в вашей школе есть классы, обучающиеся на родном языке?

– В этом году в школе 8 национальных классов. Должна сказать, что с 1992 года каждый год мы набираем класс с крымскотатрским языком обучения. Мы гордимся тем, что наша школа уже выпустила 11-ые классы со статусом национального класса.

-Как давно учащиеся изучают крымскотатрский язык и литературу, как вам удалось привлечь внимание учеников к изучению родного языка?

-Крымскотатрский язык и литература введен как предмет в нашей школе с 1989 года. Первое время было очень тяжело. Мы совместно с учителями, которые хотели, чтобы в нашей школе были классы с обучением на родном языке, вели беседы и просветительские работы с родителями. Мы очень часто организовываем концерты и праздники – Хыдырлез, Наврез, Дервиза и конечно Ораза байрам и Къурбан байрам, а также проводим всевозможные конкурсы и недели крымскотатрского языка, таким образом, привлекая внимание, как учеников так и их родителей, что не мало важно. С гордостью могу сказать, что в этом году в первом классе с крымскотатрским языком обучения -22 ученика! Я считаю что, с одной стороны это заслуга учителей нашей школы, которые работают с открытым сердцем и душой, а с другой стороны это сознательность и патриотизм родителей.

-Какой период за время работы в школе был самым трудным для Вас?

– Самым трудным периодом работы в школе были 90 годы. С 1988 года в Грушевской школе стал преподаваться крымскотатарский язык (факультативно), годом позже как предмет. Первая в Судакском регионе Грушевская школа открыла класс ( 1992) с крымскотатарским языком обучения. Эти годы были трудными в плане недостатка учебной, методической литературы. Приходилось учить детей учебниками из Узбекистана, по газетам и журналам.

-Что Вы думаете о современных подростках?

– В современном мире, где много информации они выбирают лишь то, что им интересно, жизненно необходимо. Двигаясь в ногу со временем, нам взрослым, учителям и родителям, необходимо суметь поддержать их стремления, направляя в правильное русло. Очень важно не упустить духовное развитие подростков, основываясь на общечеловеческие ценности.

-Чтобы вы хотели, чтобы ваши ученики помнили, после окончания школы?

– Я хочу, чтоб мои ученики всегда помнили о тех уроках доброты, которые получили в школе. Помнили о вечных ценностях: Родине, о родном языке, любви к ближнему. И конечно, не забывали нас учителей, которые всегда их помнят.

-Каким Вы видите будущее вашей школы?

– Не будем загадывать, но надеюсь, что мы будем работать в том же направлении. Я точно знаю, что мы учителя сделаем все что от нас зависит для того чтобы наша школа процветала.

-Какие качества надо воспитывать в себе ученикам, чтобы стать успешными в жизни?

– Главное, чтобы дети смогли использовать на практике, полученные ими знания, поэтому нам нужно воспитывать их конкурентоспособными.
Чтобы в дальнейшем они смогли найти свое мес то в жизни.

– Скоро День Учителя. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам?

-Коллегам хочу пожелать достойных учеников. Успеха во всех начинаниях, уважения, здоровья и просто человеческого счастья. Чтобы учительский труд приносил им радость.

Большое спасибо, Рабе-Шерфе Османовна, за Ваше откровение и уделенное время. От лица редакции газеты «Мераба» хотим поздравить Вас и всех учителей с наступающим Днем учителя и пожелать Вам крепкого здоровья, терпения, послушных учеников и успехов во всех начинаниях!

 

Беседовала Эвелина КЕМИЛЕВА (газета «Мераба», № 39, от 6 октября 2017 г.)

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий