Назире Имир — Заслуженная артистка Крыма, главный балетмейстер крымскотатарского фольклорного ансамбля «Крым», пример сильной и решительной женщины, оставшейся верной своему таланту и мечте. Человек с сильным духом и волей, талантливый хореограф, беззаветно преданный своей профессии. Она посвятила всю свою жизнь танцевальному искусству.

-Расскажите, где Вы учились хореографии и как складывалась ваша жизнь после обучения?

Танец — это вся моя сознательная жизнь. В 1978 году я поступила в Номанганское муз. училище на отделение хореографии. Через 2 года мы поехали в Москву на подготовку огромного концерта, посвященного открытию Олимпиады – 80, где я познакомилась с художественным руководителем ташкентского училища Коркмазом Сагатовым. Он приглашает меня в Ташкент на учебу. В то время я была совсем маленькой девочкой мне было всего 13 лет и конечно же мои родители и педагоги наманганского училища были категорически настроены и никуда не отпускали. Но я была решительно настроена, взяла маленький рюкзачок и уехала в Ташкент. Там я прошла отбор у именитых педагогов и меня сразу зачисляют в ташкентское хореографическое училище без единого документа, потому что все, что со мной было – это были мои метрики. Через год я забрала документы из Намангана и уже с отличием закончила учебу в Ташкенте. Это были интересные и насыщенные годы в моей жизни. Я старалась впитывать все как губка и была очень любознательной ко всему. Хореография это непосильный труд и надо быть большим трудоголиком, чтобы чего- то добиться. Я засыпала в шпагате, а иногда не могла позволить себе обед, потому что не хватало стипендии. Но тем неменее я получила прекрасную школу и очень хороший фундамент. После училища я попала по распределению в наманганский театр им.Алишера Новаи, в то же время я преподавала в музыкальном училище и работала фитнес инструктором.

Позже окончила институт культуры и меня пригласили в ансамбль «Хайтарма» Через полтора года работы в ансамбле, Джемиле Османова и Мунир Аблаев предлагают мне переехать в Крым, где организовывается крымскотатарский фольклорный ансамбль «Крым».

Сказать, что было трудно, ничего не сказать. Начинали мы работать всего три пары и в холод, и в знойную жару, и на очень маленьких сценах сельских домов культуры и на огромных стадионах. Мы были очень дружны и первое время все вместе жили в одной съемной квартире.

Вот уже 27 лет я работаю в ансамбле «Крым». Я очень рада, что я выбрала именно эту профессию. Моя мама всегда хотела, чтобы я стала врачом и помогала людям. Но я считаю, что артист это тот – же доктор, только лечит он душу человека. Он делает невозможное, он дарит хорошее настроение и заставляет хоть на мгновение забыть о проблемах и болезнях.

-Что проще танцевать или ставить хореографию?

Сочинять хореографию может далеко не каждый. Можно смело сказать, что это своего рода талант, которому порой трудно научиться и овладеть. Артист — это бесконечное совершенствование себя на протяжении всей жизни. Я очень много лет танцевала, просто теперь пришло время немного другого уровня.

-Почему именно народные танцы стали делом всей Вашей жизни?

Народный танец- это мои родители, которые воспитали во мне любовь к нашим традициям. Это моя душа и мои корни. Сейчас народный танец идет в ногу со временем! Есть стилизация — народный танец в современной импровизации. Как народная музыка звучит по-новому, так и танцы. Крымскотатарский народный танец-это широта движений, поэтичность, величавость, грациозность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

– Что считается главным в танце музыка или движения?

Нельзя говорить, что музыка важнее, чем танец или наоборот. Танец – это что-то необыкновенное, сочетание пластики, чувств, мимики и истории, которую танцор рассказывает зрителям.

-Как вы придумываете номер?

Никаких рецептов нет. Половина возникает в импровизации, половина приходит от чего-то еще. Обычно любой творческий момент — это некое заимствование. Я много наблюдаю за другими коллективами, как профессиональными, так и самодеятельными. В этом плане, чем больше я смотрю, тем больше у меня источников, от которых я могу придумать свое. И то же самое происходит с импровизацией. Когда придумываешь номер главное, чтобы оставался смысл. Каждая постановка должна быть содержательной, чтобы зритель смог увидеть в ней скрытый смысл. В народном танце очень важно сохранить национальные традиции, а крымскотатарский танец все время находится в состоянии развития. Поэтому хочу обратить особое внимание молодых хореографов на выбор музыки, цель танца, на связь музыкальной композиции с самими движениями. Например, не может 13 летний ребенок станцевать сцену любви в силу своего возраста, также категорически запрещено в крымскотатарском танце парню или девушке притрагиваться друг к другу, показывая свою симпатию. Единственный танец у крымских татар, где мы можем взяться за руки – это «Хоран». Рисунок танца олицетворяет солнце и танцующие обычно движутся по кругу, держа друг друга за плечи. Я считаю, что каждый хореограф должен относиться к своей работе с большим трепетом, уважением и ответственностью. Сегодня мы обучаем детей и то, что мы вложим в их сознание передастся следующему поколению, поэтому крымскотатрский танец должен оставаться крымскотатрским!

-Помимо хореографии и постановками в профессиональном ансамбле Вы также занимаетесь с детьми. Расскажите о своем детском коллективе «Алем». С какого возраста дети занимаются?

Моему коллективу всего 2 года, но не смотря на это за такой короткий период мы выиграли множество конкурсов, участвовали во всевозможных фестивалях и мероприятиях. С самого начала я занималась с детьми семи летнего возраста, это уже взрослые мыслящие ребята, но ко мне приводили пяти летних детей и я не могла им отказать, потому что это безумно талантливые и одаренные дети. С этого года, если у меня будет возможность, я планирую набрать группу 3,5- 4 года.

– Какие качества ребенка Вы учитываете, когда оцениваете его способности?

Физические данные, координация движений. Бывают очень способные дети — танцоры от природы, но их не так уж много, приходится учить всех желающих! Бывает очень трудно, когда ноги не «дружат с руками». В танцах очень важна координация движений, чувство ритма и слух. Очень трудно учить, когда всего этого нет!

-Что Вы чувствуете, когда стоите за кулисами во время выступления Ваших коллективов?

Всегда, когда танцует мой балет, каждый раз я говорю: «Лучше бы я сама станцевала десять концертов, чем один раз стоять за кулисами» (смеется)

-Расскажите о своей семье. Наверно очень тяжело совмещать работу с семьей. Поддерживают ли они Вас?

Мне всегда все давалось с огромным трудом. Единственной моей опорой и поддержкой всегда была моя семья. У меня творческая семья, мой муж- музыкант, дочь- певица, учится на 3 курсе музыкального училища, вот только сын выбрал не творческий путь и я уважаю его выбор, но очень надеюсь, что внуки пойдут по нашим стопам (смеется).

-Что является предметом Вашей гордости?

Я горжусь своими детьми, конечно. Горжусь своими достижениями — моими учениками. У меня очень много учеников, и каждому я отдала частицу своей души. Я думаю, что многие остались мне благодарны.

Назире Имир внесла огромный вклад в развитие крымскотатарского танца. Благодаря её постановкам зрители с огромным удовольствием посещают концерты ансамбля «Крым». Из беседы с Назире ханым многие стереотипы мышления канули в небытие. Ведь с возрастом ещё больше осознаёшь, что желание — это ключ к любому замку! Танец – это пульс, сердцебиение, дыхание и ритм твоей жизни. Это самовыражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти. Выбор профессии танцора – это выбор образа жизни. Здесь как нигде нужно быть целеустремленным и готовым к успехам и неудачам, физическим нагрузкам и стопроцентной самоотдаче.

Беседовала Эвелина КЕМИЛЕВА (газета “Мераба” № 28, от 21 июля 2017 г.)

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий