В преддверии Международного дня родного языка мы встретились с учителем крымскотатарского языка Ильичевской СОШ Ленинского района Зейнеп Нуриевной Келямовой, у которой за плечами тридцатилетний педагогический стаж. Зейнеп Келямова рассказала об особенностях своей работы, а также о проблемах, с которыми ей приходиться сталкиваться.

– Зейнеп-ханум, расскажите, пожалуйста, с чем связан выбор вашей профессии?

– Мне очень хотелось сохранить родной крымскотатарский язык. Учитывая тот факт, что мы жили на чужбине, это было очень важно, поэтому я выбрала эту специальность.

– На ваш взгляд, влияет ли изучение родного языка на формирование ребенка?

– Естественно, влияет, ведь мы изучаем традиции нашего народа, обычаи. Что очень немаловажно, потому что мы живем сейчас среди славян, и наш язык теряется в общении. К нам на уроки приходят и русские, и украинцы, и даже цыгане, которые прекрасно усваивают школьную программу.

– Т.е. можно сказать, что для изучения языка не обязательно именно с детства его слышать?

– В какой-то степени да. И кстати, когда пишем диктант или контрольную работу, то дети другой национальности пишут правильнее и получают более высокие оценки, потому что они слышат только литературный крымскотатарский язык, а носители языка, то есть крымские татары, в основном говорят на диалекте.

– С какими проблемами сталкиваетесь в своей работе?

– Основная проблема заключается в том, что дома не прививается язык. Даже бабушки и дедушки, в основном, говорят и общаются с детьми не на родном языке. И это печально. За два часа в неделю мы, педагоги, не научим ребенка говорить на родном языке. При всем желании, мы должны признать, что этого очень мало. Дети должны дома слышать речь. Это и телевидение, и радио, и какие-то дополнительные кружки, секции – вот тогда они будут говорить на крымскотатарском языке. Необходимо всей семьёй изучать и знать крымскотатарский язык.

– Зейнеп-оджа, за вашу тридцатилетнюю практику изменилось ли восприятие учеников? Как нынешнее поколение относится к изучению крымскотатарского языка?

– Сегодня растет спрос на изучение родного крымскотатарского языка. Участились случаи, когда родители записывают ребенка на индивидуальное обучение языка. Интерес возрос к изучению языка и традиций на современном этапе. Сейчас много смешанных семей, дети очень хотят изучать крымскотатарский язык.

– Что бы вы хотели пожелать детям и их родителям?

– Самое важное – это любить родной язык. Родители должны прививать эту любовь через колыбельные песни, ведь именно в фольклоре скрыта вся энергия и мощь народа.

Беседовала Луиза ЗИЯЕВА

Для справки:
На сегодняшний день в Ленинском районе 29 школ, из них в 13 преподают крымскотатарский язык.
Общее количество учащихся, изучающих крымскотатарский язык в школах, составляет 470 учеников в 59 классах/группах, из них:
– как предмет – 73 учащихся, что составляет 15,9% от общего количества, изучающих крымскотатарский язык;
– факультативно – 75 учащихся или 16,1% от общего количества, изучающих крымскотатарский язык;
– во внеурочной деятельности / кружок – 322 учащихся или 68% от общего количества, изучающих крымскотатарский язык.

Лемар Халилов

От admin

Добавить комментарий